Профессия редактор телевидения (ТВ): особенности, обучение, работа, должностная инструкция

01 августа 2022, 23:13

Редактор телевидения (ТВ) – сотрудник, отвечающий за организацию работы над созданием программ. Профессия подходит тем, кого интересует русский язык и литература.

Особенности профессии

Людям, далёким от телевидения, может показаться, что главный человек в передаче – это её ведущий. Иногда так оно и бывает. Но очень часто можно заметить, что ведущие программы меняются, а она живёт и даже наращивает популярность.

Секрет – в людях, создающих программу, но всегда остающихся за кадром. И одну из главных ролей в коллективе создателей играет редактор, творческий человек с недюжинными организаторскими способностями.

Например, согласно стандартным должностным инструкциям, главный редактор на ТВ и радио – это руководитель, который организует работу по созданию программ, разрабатывает концепцию канала в целом и участвует в разработке конкретных программ, принимает готовые программы, контролирует их качество. В некоторых случаях сам участвует в создании передач.

Главный редактор взаимодействует с органами власти, СМИ и пр. Он же руководит разработкой перспективных планов и сетки вещания, следит за выполнением договоров с авторами и организациями-партнерами.

Шеф-редактор подчиняется главному, организует отбор участников программ, согласовывает с авторами необходимые изменения, контролирует достоверность фактического материала, который в передачах используется. Он же контролирует сроки сдачи материалов и пр.

Однако нет смысла подробно описывать обязанности каждого редактора. Тем более что на каждом канале может быть собственная система работы. Например, на одном канале шеф-редактору канала подчиняются шеф-редакторы редакций (редакции новостей, развлекательных программ и т.п.), которым подчиняются шеф-редакторы каждой отдельной программы. А на другом – иерархия не такая сложная. Даже должности на разных каналах могут называться по-разному.

Впрочем, должность редактора программы можно считать неизменной. Без рядового редактора передачу невозможно подготовить к эфиру. На этой должности обязанности зависят от специфики программы. Например, редактор может заниматься поиском, разработкой и подготовкой новых тем, писать сценарии и т.д. Иными словами, заниматься всем, вплоть до написания титров.

В некоторых вопросах подключаются другие редакторы. Например, если готовится ток-шоу или какая-то другая передача с участием гостей, над ней также работает редактор по гостям. Он занимается поиском героев, ведет переговоры с ними.

Главное в новостных программах главное – актуальная информация. Поэтому новостной программе требуется целый штат рядовых редакторов. Они отслеживают происходящие в мире события по Интернету, выбирают самые интересные, созваниваются с корреспондентами канала в других городах и странах, поручают им съемки сюжета. Затем полученные по спутниковой связи готовые видеосюжеты редактируют, готовят к эфиру.

На любом участке работы хороший редактор – незаменимый член творческой группы.

Рабочее место

Телевизионный редактор может работать на телевизионном канале, в продюсерском центре или ТВ-компании, создающей передачи по заказу телеканалов.

Важные качества

Профессия редактора телевидения предполагает довольно редкое сочетание черт: способность к творчеству, организованность и уверенность в себе, лидерские качества.

Знания и навыки

Телевизионному редактору требуется умение писать, брать интервью. При этом обязательно нужно владеть темой, в которой он работает.

Редактор должен хорошо знать технологию телепроизводства, владеть основами режиссёрского мастерства и тележурналистики, уметь создавать сценарии, монтировать и озвучивать отснятый материал, а также мн. др.

Основы редактирования теле- и радиопередач

Рассмотрим особенности редактирования телевизионной передачи, другими словами того материала, который отличается от книги или газетной статьи, в которых редактор имеет дело только с текстом.

В своей деятельности телевизионному редактору приходится работать, как с текстовым материалом, так и с видеорядом, добиваясь необходимого сочетания слова и изображения. Для того, чтобы успешно с этим справляться он должен знать основы телережиссуры, а также технические возможности телевидения.

Критерии редакторской правки различны в зависимости от жанра передачи. Так, например, работа над текстом телевыступления более близка по своему характеру работе редактора на радио. Редактирование сценария документального фильма — это не только совершенствование текста, но и выбор наиболее эффективных изобразительно-выразительных средств экрана, умелое использование дикторского чтения, решение проблемы сочетания слова и изображения и т. д.

Каждый редактор в своей профессии должен:

  • уметь принимать решения;
  • оценивать насколько значим присланный репортаж и обладает ли новость теми достоинствами, чтобы пойти в эфир, или нет. Определять, как впишется сюжет в канву программы;
  • быть руководителем, стратегом и тактиком и бесспорно иметь талант;
  • обладать опытом работы в журналистике. Тексты должны быть емкими, логично изложенными и понятными всем. Приводимые факты — проверены, убедительны и ярки;
  • уметь работать с изображением и звуком. Подготовить «сырую» видеосъемку для монтажера и звукооператора с понятной для них раскадровкой: что показывается и произносится, а что — вырезается. И, в тоже время, соблюсти формат передачи, собрав все в единое целое, найти логические связи при подборке сюжетов. Чувство меры, органичности, правдивости — составляющие мастерства.

Необычно сложным является редактирование многокомпонентных прямых передач с большим числом участников; при этом возможны отступления от темы и нарушение хронометража.

Отступления от темы тем и интересны, что несут в себе натуральность, ведь когда передача «прорепетирована», а роли заблаговременно распределены, то передача утрачивает естественный, непринужденный характер, и зрители теряют к ней интерес.

Обычно подготовка таких передач ведется на основе сценариев, которые, как правило и допускают сочетание заготовок и импровизации. Разрабатывая сценарий автор и редактор могут предусмотреть «провоцирующие ситуации», которые позволяют рассчитывать на психологически оправданную, естественную реакцию человека. А это одно из главных достоинств публицистической передачи.

Процесс редактирования начинается с составления планов той или иной рубрики, иногда даже с ее названия и концепции. В основном редактор сам находит и подбирает авторов передач как до составления планов, так и после, когда начинается этап сбора материала. Этот этап в технологической схеме подготовки передачи называется подготовительным или редакторским.

Зачастую многие современные программы строится на авторском участии, поэтому, как на радио, так и на ТВ редактору приходится иметь дело с разными категориями авторов: с авторами, выступающими в кадре или у микрофона, и авторами, участвующими в разработке сценариев и сценарных планов.

Приглашение автора к активному участию в процессе подготовки телевизионной передачи — важнейшая особенность работы редактора. Он может оценить его профессиональные и литературные возможности, учесть его популярность и интерес к его выступлению у зрителей, а также проверить, насколько свободно он держится перед камерой.

Как организатор всех этапов производства передачи редактор:

  • отбирает объекты показа;
  • устанавливает связь с организациями и учреждениями, которые будут показаны в передаче;
  • определяет состав участников;
  • подбирает изобразительный материал;
  • не подменяя участников творческого коллектива, организует, направляет и сводит воедино их работу;
  • полностью отвечает за результат.

Редактирование на телевидении имеет важную особенность — нередкое совмещение в одном лице автора и редактора передачи. Редактирование телепередачи — процесс творческий, в каждом конкретном случае связанный с поиском оригинальных, интересных решений. Вместе с тем существуют и общие правила, которыми редактор руководствуется всегда.

Так, при решении словесно-изобразительных задач надо помнить, что:

  • изображение должно соответствовать слову, а слово изображению;
  • словесный ряд не должен повторять изображение;
  • слово должно давать достаточную для зрителя информацию: необходимо назвать имена героев, указать их статус, обозначить непонятные объекты и предметы.

При редактировании разговорных жанров редактор определяет форму выступления, в зависимости от того, каким материалом обладает автор, какова цель передачи, какими индивидуальными особенностями обладает выступающий.

Степень и качество подготовки к интервью определяются по сценарному плану, представленному интервьюером.

В плане должны быть отражены:

  • уровень изученности проблемы, вынесенной на обсуждение;
  • знание темы и основных моментов биографии собеседника, имеющего отношение к теме.

В передачах дискуссионного характера редактор обращает главное внимание на отраженные в сценарном плане основные направления спора и ограничительные вехи в тематике поднимаемых проблем.

При подготовке телевизионной беседы редактор напоминает о необходимости оригинально выстраивать речь, о доступности изложения, об ориентации на целевую зрительскую аудиторию. Особого редакторского внимания требует сюжетно-композиционное решение будущей телепередачи. Учитывая, что драматическое напряжение достигается компоновкой фактов, движением авторской мысли и последовательно развивающимся сюжетом, редактор вместе с автором передачи добивается оригинального самобытного развития действия. Главное в работе редактора — умение принимать решения. От выработки стратегии программы до приведения в литературный вид текста репортера-новичка.

Обучение на редактора ТВ

Чтобы стать редактором телевидения, нужно окончить вуз по специальности «журналистика». В некоторых вузах есть также специализация «телевизионная журналистика».

ВУЗы

  • Московский государственный университет им. Ломоносова.
  • Московский государственный институт международных отношений (университете МИД РФ) (МГИМО).
  • Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ).
  • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ).
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина (ГИТР).
  • Высшая национальная школа телевидения и радио.

Также есть региональные вузы, имеющие факультет журналистики.

Заработная плата

Россия: 20 000—55 000 ₽

Москва: 35 000—90 000 ₽

Должностная инструкция редактора (телевидение, радиовещание)

Утверждаю

_________ (Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее организационно-правовая форма)

(директор; иное лицо, уполномоченное утверждать должностную инструкцию)

00.00.20__г.

М.П.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

РЕДАКТОРА ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ

(наименование учреждения)

00.00.20__г.  №00

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность редактора.

1.2. Редактор относится к категории специалистов.

1.3. Редактор назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке действующим трудовым законодательством приказом директора телерадиокомпании по представлению главного редактора.

1.4. Взаимоотношения по должности:

1.4.1.

Прямое подчинение

Главному редактору

1.4.2.

Дополнительное подчинение

1.4.3.

Отдает распоряжения

1.4.4.

Работника замещает

Лицо, назначаемое приказом директора телерадиокомпании

1.4.5.

Работник замещает

2. Квалификационные требования к редактору:

2.1.

Образование*

Полное высшее соответствующего направления подготовки (магистр, специалист).

2.2.

Опыт работы

Стаж журналистской работы – не меньше 3 лет

2.3.

Знание

• Действующее законодательство по вопросам информации;

• Постановления, распоряжение, приказы и прочие нормативные документы органов высшего уровня, которые определяют требования к художественному уровню теле-, радиопередач;

• Информацию об общественно-политических событиях, состоянии и перспективах развития хозяйственной, научной и культурной жизни в стране и за границей;

• Передовой отечественный и зарубежный опыт организации телевидение (радиовещание);

• Технические средства и технологию теле-, радиопередач;

• Литературное редактирование;

• Основы авторского и трудового законодательства;

• Порядок заключения и выполнение авторских договоров;

• Основы экономики, организации работы и управление;

• Нормативные акты и методические рекомендации с регламентации деятельности творческих работников;

• Правила и нормы охраны работы, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2.4.

Навыки

2.5.

Дополнительные требования

* для старшего редактора (телевидение, радиовещание) нужна полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист). Стаж работы на должности редактора (телевидение, радиовещание) — не меньшее 3 лет.

3. Документы, регламентирующие деятельность редактора

3.1. Внешние документы:

Законодательные и нормативные акты, касающиеся выполняемой работы.

3.2. Внутренние документы:

Устав телерадиокомпании, Приказы и распоряжение директора телерадиокомпании;

Положение о телерадиокомпании, Должностная инструкция редактора, Правила внутреннего трудового распорядка.

4. Должностные обязанности редактора

4.1. Осуществляет в соответствии с календарно-тематическим планом речи отдела работу с создания теле-, радиопередач.

4.2. Принимает участие в разработке концепции речь, календарно-тематических т производственных планов отдела.

4.3. Формирует, расширяет и обновляет авторский актив.

4.4. Заказывает штатным и внештатным авторам пьесы, инсценизации, сценарии, сценарные планы и прочие виды литературной основы телепрограмм (радиопроизведений).

4.5. Представляет на рассмотрение редакционно-художественного совета авторские заявки и сценарии передач, оформляет документацию для заключения договоров с авторами.

4.6. В процессе работы с авторами предоставляет им помощь в овладении спецификой телевидения (радиовещание), консультирует их по вопросам структуры и содержания сценария, отбора иллюстративного материала, состава участников передач.

4.7. Вносит предложения относительно принятия или отклонения сценариев, или о необходимости внесения к ним изменений и дополнений, своевременно сообщает авторов о принятом решении.

4.8. Редактирует материалы авторов, обеспечивает достоверность приведенных фактических данных.

4.9. Согласовывает с авторами сокращения, дополнение и изменения. В случае необходимости организовывает рецензирование представленных материалов.

4.10. Обеспечивает соблюдение авторских прав, своевременная сдача сценариев творческой бригаде, участие в передачах выступающих, предусмотренных сценарием.

4.11. Принимает участие в работе съемочной группы (творческой бригады) на всех стадиях производства и сдача готовых передач.

4.12. В границах своей компетенции вносит предложения режиссеру во время проведения съемок (записей), монтажа и озвучения.

4.13. Осуществляет связь с органами государственного и хозяйственного управления. Местного самоуправления, общественными организациями, творческими союзами, корреспондентами.

4.14. Организовывает обратная связь из телевизионной, радиоаудиторией за закрепленными рубриками и циклами передач, работает с письмами телезрителей (радиослушателей), использует их во время создания передач, готовит ответа авторам писем, рецензирует передачи, которые вышли в эфир.

4.15. Готовит и подает в установленные сроки микрофонные материалы.

4.16. Пересматривает (прослушивает) материалы, подготовленные к эфиру, редактирует их.

4.17. Следит за правильным оформлением и своевременным издаванием документации на оплату, вносит предложения относительно размеров оплаты работы авторов и участников передач.

4.18. Ведет картотеку внештатных авторов, учет передач, которые вышли в эфир.

5. Права редактора

Редактор имеет право:

5.1. Ознакомиться с проектами решений руководства телерадиокомпании, касающимися его деятельности.

5.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

5.3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

5.4. Запрашивать лично или по поручению своего непосредственного руководителя от руководителей подразделений телерадиокомпании и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

5.5. Требовать от руководства телерадиокомпании оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

6. Ответственность редактора

6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством.

6.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

6.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.

7. Условия труда редактора

Режим работы редактора определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в телерадиокомпании.

8. Условия оплаты труда

Условия оплаты труда редактора определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.

9. Заключительные положения

9.1. Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится у Телерадиокомпании, другой — у работника.

9.2. Задачи, Обязанности, Права и Ответственность могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций структурного подразделения и рабочего места.

9.3. Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора телерадиокомпании.

Руководитель структурного подраздела

[подпись] [фамилия, инициалы]

Согласовано:

Начальник юридического отдела

[подпись] [фамилия, инициалы]

00.00.20__ г.

С инструкцией ознакомлен:

[подпись] [фамилия, инициалы]

00.00.20__ г.

Должностная инструкция главного редактора телевидения и радиовещания

Утверждаю

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. директора или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М.П.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ

[наименование организации, предприятия и т. п.]

00.00.20__г.  №00

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с ____________ (наименование должности лица, на которого ___________________ и в соответствии с составлена настоящая должностная инструкция) положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Главный редактор телерадиовещания относится к категории руководителей.

1.2. На должность главного редактора телерадиовещания назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности диктора телевидения или радиовещания не менее 3 лет.

1.3. Главный редактор телерадиовещания назначается и освобождается от должности руководителем предприятия и непосредственно подчиняется ___________________.

1.4. Главный редактор должен знать: 

— законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации;

— постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся средств массовой информации;

— методические материалы, определяющие требования, предъявляемые к уровню программ телерадиовещания;

— важнейшие научные, культурные, экономические и общественно-политические события;

— технические средства и технологию создания телевизионных (радио) программ;

— фонику и акустику;

— технику речи, искусство художественного чтения;

— нормы современного литературного произношения;

— основы общей и социальной психологии;

— основы авторского права;

— порядок заключения и исполнения авторских договоров;

— основы экономики, организации производства, труда и управления;

— основы бухгалтерского учета;

— этику делового общения;

— формы и методы повышения квалификации кадров;

— передовой отечественный и зарубежный опыт организации телерадиовещания;

— основы законодательства о труде;

— правила и нормы охраны труда;

— _____________________________.

1.5. Во время отсутствия главного редактора телевидения и радиовещания (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

1.6. ____________________.

2. Должностные обязанности

Главный редактор телевидения и радиовещания:

2.1. Организует работу по созданию телевизионных и радиопрограмм, обеспечивает их соответствие определенной тематической направленности.

2.2. Разрабатывает концепцию телерадиовещания.

2.3. Осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и управления, средствами массовой информации, творческими союзами, ассоциациями, другими организациями, в том числе общественными.

2.4. Возглавляет разработку перспективных и текущих календарно-тематических и производственных планов в соответствии с утвержденной сеткой вещания.

2.5. Участвует в разработке проектов художественного оформления телевизионных и радиопрограмм.

2.6. Координирует работу по созданию телевизионных и радиопрограмм.

2.7. Принимает готовые программы, контролирует их качество, утверждает микрофонные материалы.

2.8. Участвует в подготовке наиболее сложных и ответственных программ.

2.9. Организует работу по заключению договоров с авторами и участниками программ, следит за их выполнением.

2.10. Принимает решения об одобрении или отклонении представляемых на рассмотрение материалов, регулирует разногласия между авторами и редакторами.

2.11. Контролирует соблюдение установленных сроков представления материалов.

2.12. Обеспечивает рациональное использование материальных и финансовых ресурсов, технических средств, необходимые условия для повышения квалификации кадров и создания творческой атмосферы в коллективе.

2.13. Принимает меры, направленные на сокращение сроков и улучшение качества подготавливаемых телевизионных и радиопрограмм.

2.14. Проводит работу по внедрению отечественного и зарубежного опыта создания телевизионных и радиопрограмм, совершенствованию форм и видов телерадиовещания.

2.15. ___________________________.

3. Права

Главный редактор телевидения и радиовещания имеет право:

3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по вопросам своей деятельности.

3.2. Получать от руководителей и специалистов структурных подразделений предприятия информацию, связанную с вопросами своей деятельности.

3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.6. _______________________________.

4. Ответственность

Главный редактор телевидения и радиовещания несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Источники: start-365.ru, start-365.ru, start-365.ru