Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Профессия писатель: особенности, требования, плюсы и минусы

Поделиться

Порой поражаешься обилию печатной информации, окружающей современного человека: она доступна ему в книгах, газетах и журналах, интернете. Востребованность печатного слова определяет и популярность профессии писателя: люди, хорошо владеющие речью и умеющие излагать собственные мысли, всегда имеют шансы хорошо зарабатывать. Всемирная популярность и возведение в ранг классика ожидает не каждого, кто захочет опробовать себя на литературной ниве – для этого действительно нужен талант, изрядная доля везения и недюжинное трудолюбие. Однако ни один упорный и хотя бы средненько пишущий человек не останется без хлеба с маслом. И сегодня мы поговорим о том, как можно зарабатывать писательским трудом, а может быть – и прославиться!

Чем занимается писатель?

Писатель – это человек, создающий литературные и прочие печатные произведения различного формата. Порой он пишет стихи и прозу просто для души, без дальнего прицела на солидные гонорары – в этом случае, писательство является просто хобби. В таком отношении к литературному труду существуют свои плюсы, главным из которых является независимость: человек не связан договором с издательством, ему не нужно торопиться сдать книгу четко в оговоренное время и загонять свое творчество в рамки «формата». В общем, пиши для души, издавайся за собственные средства или не издавайся вовсе. Но ведь и существовать на какие-то средства необходимо!

Многие успешные ныне писатели не избирали изначально литературный труд в качестве основной специальности. Например, скандально известный и весьма неоднозначный В. Пелевин вмиру изначально был инженером, а классик современной русской фантастики С. Лукьяненко – врачом-психиатром. И только потом, в процессе жизни они стали полноправными писателями, а литература превратилась в основной источник их дохода. И весьма полноводный источник!

Иногда писателями именуют всех, кто так или иначе связан с написанием текстов. В данном контексте рассматривают преимущественно журналистов, сценаристов и копирайтеров. Да, эти профессии имеют общие черты с литераторством, но назвать их тождественными нельзя.

Общечеловеческие и профессиональные качества

Итак, Вас привлекает труд литератора: Вы спите и видите собственное имя на красочной обложке новенькой книги, еще благоухающей типографской краской, мечтаете о признании, солидных гонорарах и толпах поклонников. Давайте разбираться, есть ли у Вас базовые качества, способные сделать Ваш путь к успеху на ниве писательства максимально гладким:

  • Тяга к творчеству. Истинный писатель пишет потому, что не писать просто не может – это, так сказать «заводские настройки». Он может заниматься лечением собак или сборкой вертолетов, но его неумолимо будет тянуть к листу бумаги или вордовскому документу, ожидающему очередного всплеска творческой мысли. Да, муза – дама непостоянная, но истинного писателя она посещает достаточно часто, причем не только в моменты максимального сосредоточения на литературном труде.
  • Наблюдательность. Если Вам интересно все вокруг (картины природы, краски города, человеческие характеры и взаимоотношения и так далее), возможно, и стоит задуматься над профессией писателя. Особенно хорошо, если Вы имеете привычку коллекционировать и записывать собственные наблюдения, а потом, на досуге, приводить их в удобочитаемый вид.
  • Богатый словарный запас. С запасом слов, как у Эллочки-Людоедки, в литераторы стремиться определенно не стоит. Попробуйте для начала без помощи словаря подобрать хотя бы десять синонимов к слову «хороший». Получилось? Можно продвигаться дальше: работать с эпитетами, всевозможными метафорами и прочими тропами для придания речи максимальной яркости и образности.
  • Образное мышление. Многие писатели визуализируют образы: они «видят» персонажей, пейзажи, сцены в собственном воображении и описывают их словами. В данном случае образ является первичным, поэтому и получается максимально живым и ярким, будучи описанным литературными средствами.
  • Грамотность. Вот тут все спорно. Вопреки распространенному заблуждению, кристально грамотных писателей практически не существует. Дело в том, что яркость и образность речи со знанием грамматики практически не коррелируют. Главное – правильность построения конструкций, их связность и динамика. А для правки грамматических ошибок существуют корректоры – натуры, как правило, не творческие, но весьма дотошные и кристально грамотные.
  • Упорство. Путь к признанию никогда не выслан ковровой дорожкой: к кому-то слава и деньги приходят через несколько лет упорного труда, к кому-то не приходят вовсе. Тут важно четко поставить цель и идти к ней ежедневно, невзирая на обстоятельства, пусть и небольшими шажками.
  • Высокая степень самоорганизации. Устали и нет вдохновения? Да что Вы: а издательство ждет рукопись нового романа буквально через неделю. Профессия писателя, связанного договорными обязательствами, не оставляет времени на лень и не прощает отсутствия вдохновения. Поставили цель ежедневно писать, например, десять тысяч знаков, будьте добры выполнять норму при любых обстоятельствах. Литературный труд требует самодисциплины!
  • Умение себя «продавать». Можно, конечно, тихо-мирно сидеть дома и писать собственные опусы «в стол» или выкладывать их на любительских литературных ресурсах, но это дохода, как вы понимаете, не принесет. Писатель должен либо сам прилагать усилия к собственному продвижению (участвовать в литературных конкурсах, писать для газет и журналов, обивать пороги издательств), либо нанять для этой цели литературного агента. Второй вариант, как Вы понимаете, возможен лишь при наличии свободных средств.

Плюсы и минусы профессии

Работа писателем, как и любая другая деятельность, имеет положительные и отрицательные стороны.

К положительным сторонам литературной деятельности можно отнести:

  • Свободный график. Вам не обязательно вставать четко по будильнику и спешить на работу, боясь начальственного гнева: писатель может придерживаться собственного графика. Однако этот график должен быть: если писать чисто по наитию, когда вдохновение нагрянет, успеха определенно не достигнешь.
  • Отсутствие географической привязки. Работать можно в любой точке мира, был бы ноутбук и доступ в интернет. Многие маститые литераторы работают по системе творческих отпусков: получил аванс от издательства, уехал куда подальше от мирской суеты – и спокойно работаешь над будущим шедевром.
  • Свободу самовыражения. Одним из неоспоримых плюсов профессии писателя является свобода творчества. Литературный рынок диктует свои законы, книги должны продаваться и приносить доход, но порой и явно некоммерческие произведения становятся мировыми бестселлерами. Впрочем, даже в конъюнктурных романах (скандальных детективах, любовной прозе, простеньком фэнтези) можно самовыразиться от души.
  • Различные способы заработка. Написание книг – это не единственный способ заработка литератора. Можно найти достойную, хоть и не столь творческую альтернативу, приносящую твердый доход (об этом мы поговорим чуть позже).
  • Высокие шансы обрести популярность. У любого более-менее мастеровитого литератора есть шанс стать популярным писателем.

Среди наиболее значимых минусов стоит отметить:

  • Долгий путь к признанию. Литературная деятельность далеко не сразу приносит доход и признание: к ним можно идти годами. Бывали случаи, когда писатель становился известным небедным после первой же книги, но это, скорее, исключение из правил.
  • Непостоянство музы. Муза – дама капризная и по расписанию приходить никак не желает. В ее ожидании могут проходить долгие недели, посему следует либо переключаться на другие виды деятельности, либо заниматься аутотренингом и пересиливать себя для выполнения обязательств перед издательством.
  • Дефицит мотивации. Начинающие литераторы порой прямо пылают вдохновением и готовы творить дни и ночи напролет. Однако с течением времени и каждой последующей неудачей руки опускаются все ниже и ниже. В конце концов, перед автором встает вопрос – а нужно ли мне это вообще? Многие не выдерживают и забрасывают творчество, освобождая путь к признанию для наиболее упорных и талантливых. Естественный отбор в чистейшем виде!

Стоит ли тратить время на образование?

Учиться всегда хорошо и полезно – с этим не поспоришь. Любые знания, от устройства самолета до состава детской смеси, могут лечь в канву литературного произведения. Литературный труд требует постоянного самообразования: читатель ныне пошел умный и избалованный, любой фактический ляп заметит и не забудет высмеять в соцсетях. Все знать невозможно, поэтому рационально прибегать к консультациям профессионалов в соответствующих сферах. Даже примитивный бульварный роман требует определенной фактической базы, что уж говорить о серьезной литературе?

А вот нужно ли писателю специальное образование – вопрос неоднозначный. Если совершенно нет литературного дарования (по аналогии с музыкальным слухом), никакой специализированный ВУЗ не сделает из этого человека гения. С другой стороны, если это дарование плюс трудолюбие в наличии, учеба в Литературном институте имени Горького станет неплохим подспорьем. Это поможет избежать типичных ошибок молодых авторов и даст выжимку из практических наработок маститых литераторов. Словом, поможет сэкономить время и обзавестись полезными связями в литературной среде.

В качестве альтернативы можно порекомендовать всевозможные филфаки и журфаки – это не профильное литературное образование, но близко к тому.

Как написать и издать собственную книгу?

Писатели создают книги по-разному.

Существуют два основных подхода к творческому процессу:

  • Вдохновенный. Автор изначально представляет себе канву будущего романа весьма приблизительно: существует лишь общий замысел. В данном случае произведение само как бы направляет писателя в произвольную сторону: даже в середине работы он слабо представляет себе финал. Недостаток: повествование может получиться нелогичным, с оборванными сюжетными линиями и массой проходных персонажей.
  • Рациональный. Это более профессионально для писателя: детально проработать сюжет произведения и образы персонажей, составить подробный план, сделать черновые заготовки и только после этого приступать к кропотливой работе над чистовиком. Недостаток: кропотливая работа не заменит вдохновения, посему произведение может лишиться той самой эфемерной субстанции, именуемой «душой». Крепкая качественная работа, но без искры божией – скажем так.

Итак, допустим, книгу Вы написали – нужно выносить ее на суд читателей. Перед Вами три пути:

  • Обивать пороги издательств. С молодыми авторами сотрудничают практически все издательства, включая гигантов типа «АСТ», «Питер», «Росмэн», «Центрполиграф», «Захаров» или «Эксмо». Рукописи рассматриваются как в электронном, так и печатном виде (простите за каламбур) – для их анализа на пригодность к печати существуют целые штаты сотрудников. Но туда стоит обращаться только с крепкими произведениями, имеющими очевидные шансы на коммерческий успех.
  • Издать книгу за собственные средства. Издание книги – достаточно дорогостоящий процесс, не каждому молодому автору он по карману. Идеальный вариант – заинтересовать финансово состоятельного человека в собственном творчестве и убедить его выступить в качестве спонсора. Не забывайте, что книгу нужно не только оформить и издать, но и распространить, желательно, за деньги.
  • Распространять произведение в электронном варианте. Первый вариант – ограничиться электронной версией книги и продавать ее за деньги. Так поступают преимущественно со специальной и профессиональной литературой: провел тренинг по личностному развитию, например, прорекламировал свой труд на эту тему – его, может быть, и купят. Во втором случае речь идет лишь о наработке репутации и увеличении числа поклонников: выкладываем произведение в свободный доступ, наслаждаемся растущей популярностью и уворачиваемся от стрел интернет-критиков.

На чем еще можно зарабатывать?

В профессии писателя всегда присутствует элемент финансовой нестабильности, особенно когда он не связан контрактом с солидным издательством. В периоды застоя даже маститые авторы не гнушаются заниматься побочными видами деятельности, приносящими стабильный доход. Это:

  • Рецензирование. Написание рецензий на произведения других авторов способно приносить неплохие деньги не только профессиональным критикам, но и прочим литераторам.
  • Редактура. Существует масса людей, полагающих, что им есть, что сказать этому миру, но не обладающих ярко выраженным литературным даром. И они готовы платить осязаемые деньги за приведение своих творений в удобочитаемый вид. Правда, иногда этот труд требует железных нервов, но и оплачивается весьма достойно.
  • Написание сценариев. Новичку вряд ли доверят написание сценария к фильму, но есть и альтернативные варианты. Например, можно сосредоточиться на создании сценариев к детским праздникам, квестам, корпоративным мероприятиям.
  • Стихи на заказ. Написание стихов под заказ – весьма прибыльное предприятие: хвалебные оды с юмором или без оного требуются к юбилеям, свадьбам и прочим торжествам. Можно писать их в оптовых количествах к календарным и профессиональным праздникам и выставлять на продажу на специализированных биржах.
  • Копирайтинг. Прекрасный способ пополнения бюджета – написание текстов рекламного и информационного характера под заказ для различных веб-ресурсов. Работу можно подыскивать как самостоятельно, так и через специализированные биржи контента.
  • Сотрудничество со СМИ. Пусть писатели порой снисходительно отзываются о деятельности журналистов. Но сотрудничеством со всевозможными СМИ «грешат» и многие маститые литераторы.

Известные писатели получают и пассивный доход: от переиздания, перевода на другие языки, экранизации произведений. Определенные гонорары приносят творческие встречи с читателями, судейство на всевозможных конкурсах, участие в телепередачах формата ток-шоу и так далее.

Советы начинающим писателям

Если Вы решили освоить профессию писателя, позвольте дать Вам несколько практических советов:

  • Трезво оценивайте собственные способности. Если написание текстов приносит вам удовольствие, но формулировать мысли в печатном виде для Вас затруднительно, тщательно проанализируйте собственные таланты. Быть может, стоит поискать себя в иной сфере?
  • Побольше читайте. Читайте побольше хорошей литературы – это развивает речь и тренирует воображение. Постарайтесь получать от чтения искреннее удовольствие и запоминать оригинальные профессиональные приемы.
  • Участвуйте в конкурсах. Существует масса конкурсов для начинающих литераторов, о проведении которых можно узнать через интернет. Участвуйте и совершенствуйтесь: в конце концов, Вас начнут узнавать.
  • Заводите связи везде. Заводите связи в издательствах, агентствах, профессиональных союзах, на тематических форумах – словом, везде. Никогда не знаешь, как, когда и чем поможет тот или иной человек.
  • Делайте рутинную работу за вознаграждение. Не пренебрегайте рутинной работой, если за нее платят деньги. Поговорка о том, что гений должен оставаться голодным, давно устарела и потеряла актуальность. В конце концов, детям гениев тоже хочется кушать и отдыхать на море.
  • Не опускайте руки. Успех не приходит сразу: первые книги авторов крайне редко издаются большими тиражами и приносят ощутимые гонорары. Верьте в себя, работайте и совершенствуйтесь – удача любит настойчивых!

Профессия литератора подходит не всем, но если Вы чувствуете в себе наличие соответствующего дарования, почему бы не попробовать себя на этой стезе? Дерзайте, и Вам улыбнется удача: в конце концов, Ремарк, Достоевский и Хемингуэй тоже не родились знаменитыми.

Автор: Анатолий Волошин

Источник: mynetmoney.ru



Поделиться