Профессия инспектор по авиационной безопасности: особенности, обучение, плюсы и минусы

30 сентября 2022, 4:48

Ответственность за безопасные, спокойные и своевременные авиаперелеты несет инспектор по авиационной безопасности. Он досматривает грузы, пассажиров, воздушные суда, предупреждая перевозку запрещенных веществ, террористические акты. Профессия подходит тем, кого интересует ОБЖ.

Краткое описание

Инспекторы по досмотру являются очень важными специалистами, от которых зависит безопасность каждого авиаперелета. Они предупреждают попадание на борт опасных грузов и веществ, могут не допустить любого человека к полету в случае, если он нарушает правила.

К работе в службе безопасности аэропорта привлекаются сотрудники, имеющие стаж работы в рассматриваемой сфере, составляющий не менее 1 года. Важно высшее или среднее техническое, военное образование.

Особенности профессии

Инспектор, специализирующийся на авиационной безопасности, большую часть рабочего времени проводит на территории аэропорта. Работа очень интересная, ведь ежедневно специалисты сталкиваются с разными видами грузов – от экзотических животных до элитных автомобилей.

Их деятельность не всегда столь радужная, ведь некоторые пассажиры ведут себя некорректно, пытаются провезти запрещенные грузы. Часто случаются нештатные ситуации, требующие быстрой реакции и коммуникабельности.

У этих специалистов много обязанностей, рассмотрим основные из них:

  • осуществление надзора за сотрудниками, работающими в аэропорту;
  • проведение досмотров – от воздушных судов до личных вещей;
  • предупреждение появления в контролируемой зоне посторонних лиц, автотранспортных средств;
  • ведение наблюдения за тем, как люди, находящиеся и работающие в аэропорту, соблюдают установленные правила и нормы безопасности;
  • изъятие запрещенных грузов у пассажиров, которые пытаются их провезти;
  • предупреждение любых видов террористической угрозы;
  • фиксирование нештатных ситуаций, составление актов изъятия, ведение документации.

Инспекторы, выбравшие это направление, входят в состав комиссии, которая занимается анализом, учетом, предупреждением и расследованием инцидентов, произошедших в аэропорту.

Специалисты могут работать в сфере гражданской или военной авиации, они получают достойный оклад, имеют хорошую подготовку, знают один или несколько иностранных языков.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Полный социальный пакет, а также официальное трудоустройство.
  • Собственные программы защиты, лечения и оздоровления сотрудников, действующие при авиационных компаниях.
  • Удобный сменный график работы, чаще всего специалисты трудятся по графику сутки через трое.
  • Можно работать во время обучения.
  • Средняя, но стабильная заработная плата.
  • Возможность работать в сфере авиации для людей любого возраста.
  • Доступное обучение, возможность пройти стажировку в известных отечественных или зарубежных компаниях.
  • Работа интересная и не однообразная.

Минусы

  • Инспекторов по безопасности ожидают многочисленные нештатные ситуации.
  • Иногда жизнь специалистов подвергается опасности.
  • Пассажиры и люди, сопровождающие их, не всегда ведут себя вежливо, не желают подчиняться общеустановленным правилам.
  • Профессиональные заболевания: травмы, нарушения слуха.

Обучение на инспектора по авиационной безопасности

Для работы в этой сфере очень важно высшее или среднее техническое образование.

После 11 класса абитуриент может поступить в вуз, готовящий кадры для гражданской авиации. Также выпускники 9-11 классов могут подать документы в авиационно-транспортные техникумы, летные академии.

После получения профильного образования инженеры, механики, руководители и другие эксперты поступают на курсы повышения квалификации или переподготовки, чтобы получить удостоверение специалиста по авиационной безопасности.

Приоритетные специальности

  1. «Организация аэропортовой деятельности».
  2. «Организация перевозок на воздушном транспорте».

При поступлении необходимо сдать экзамены по техническим дисциплинам (физика, математика), а также тест по русскому языку. Необходимо уточнять условия поступления, в некоторых вузах требуется дополнительный экзамен по иностранному языку, физика может быть заменена химией или информатикой и ИКТ.

Курсы инспекторов по авиационной безопасности

АО «Шереметьево»

Учебный центр занимается подготовкой кадров для служб безопасности авиакомпаний и аэропортов. Есть программы для опытных сотрудников и стажеров, обучение длится от 1 до 10 дней.

Курсы при МГТУ ГА

Здесь сотрудники авиационных компаний смогут пройти курсы повышения квалификации. Длительность курса «Авиационная безопасность» составляет 82 ч., стоимость – 23 тыс. руб. Обучение позволит систематизировать старые знания и получить новые, курс будет интересен руководителям, специалистам по авиационной безопасности, командно-летному составу.

Курсы при АНО «НИЦКБ»

Центр специализируется на подготовке высококвалифицированного персонала, который в перспективе будет заниматься авиационной безопасностью. Возможны занятия в группе или с личным инструктором, есть программы для людей с разным уровнем подготовки/специализации. Длительность обучения составляет 40-80 часов, в состав учебной группы входит от 10 до 20 человек.

Инженер-инспектор по безопасности полетов: должностные обязанности

Должностные обязанности

  • Осуществляет контроль за деятельностью всех служб основного и приписных аэропортов по обеспечению безопасности полетов, а также за выполнением мер, направленных на повышение безопасности полетов.
  • Следит за исполнением в подразделениях и службах авиапредприятия приказов, указаний и других организационно — распорядительных документов по организации безопасности летной работы.
  • Инспектирует соблюдение правил полетов летным составом и предполетной подготовки экипажей, своевременность и качество прохождения медицинского контроля экипажами, диспетчерским и водительским составом, проведение разборов полетов в летных подразделениях, организацию работы экипажей и других служб в приписных аэропортах и на оперативных точках применения авиации в народном хозяйстве, организацию и состояние радиотехнического, метеорологического, аэродромного обеспечения полетов, своевременную подготовку аэродромов по установленному минимуму, соблюдение правил движения по аэродрому ВС, средств перронной и аэродромной механизации, наличие на местах стоянки ВС и противопожарного оборудования, соблюдение порядка приема и сдачи ВС под охрану.
  • Проверяет наличие действующих свидетельств у летного и диспетчерского состава и рабочих документов на рабочих местах исполнителей, знание членами экипажей и диспетчерским составом технологии работы, обстоятельств и причин авиационных происшествий, их предпосылок и необходимых мер по их предупреждению.
  • Анализирует результаты проверок и контролирует своевременность разработки мероприятий по устранению и предупреждению обнаруженных недостатков.
  • Ведет учет авиационных происшествий и их предпосылок, осуществляет контроль за ведением такого учета в подразделениях и службах авиапредприятия, а также за сроками расследования, правильностью оформления документов расследования и представления их в инстанции в установленном порядке.
  • Участвует в работе квалификационных комиссий, в решении вопросов о снятии с летной работы и восстановлении на летной работе членов экипажей ВС, отборе кандидатов для переподготовки на новые типы ВС, а также кандидатов на командно — летные должности.
  • Осуществляет методическое руководство деятельностью общественных инспекторов по безопасности полетов.
  • Изучает, обобщает и содействует внедрению передового опыта работы по обеспечению безопасности полетов.
  • Обеспечивает высокое качество инспектирования на основе внедрения технических средств информации.
  • Составляет установленную документацию и отчетность.

Что должен знать инженер-инспектор по безопасности полетов?

Инженер-инспектор по безопасности полетов должен знать:

  • Воздушный кодекс;
  • Положение о дисциплинарной ответственности работников ВТ;
  • наставления, положения, инструкции, приказы и другие организационно — распорядительные документы ДВТ, регионального управления ВТ и предприятия, регламентирующие работу по обеспечению безопасности полетов;
  • основные правила полетов в воздушном пространстве;
  • положения о классификации и расследовании авиационных происшествий;
  • технологию работы экипажей ВС и диспетчеров службы управления воздушным движением;
  • руководство по организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации на аэродромах;
  • передовой отечественный, зарубежный опыт и перспективы развития работы по обеспечению безопасности полетов, основы экономики, организации производства, труда и управления;
  • основы трудового законодательства;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты

9 разряд: инженер-инспектор по безопасности полетов — высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы, связанной с обеспечением безопасности полетов, не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы, связанной с обеспечением безопасности полетов, не менее 5 лет;

10 разряд: инженер-инспектор по безопасности полетов II категории — высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера — инспектора по безопасности полетов не менее 3 лет;

11 — 12 разряды: инженер-инспектор по безопасности полетов I категории — высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера — инспектора по безопасности полетов II категории не менее 3 лет;

13 разряд: ведущий инженер по безопасности полетов — высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера-инспектора по безопасности полетов I категории не менее 3 лет.

Источник: https://start-365.ru