Как составить сопроводительное письмо: рекомендации HR-специалистов
Сопроводительные письма читают перед анализом самого резюме, поэтому они играют главную роль в трактовке и восприятии последующей информации.
Письмо непременно должно быть составлено грамотно, тогда оно расположит к себе читающего и отвлечет от критического восприятия. Неудачное письмо — повод отправить в мусорную корзину даже идеальное резюме: 36% HR-менеджеров признались, что отказывались от кандидатов из-за некорректных сопроводительных писем.
Практика написания сопроводительных писем больше распространена среди менеджеров высшего и среднего звена. На этих позициях письмо требует и принципиально иного качества исполнения.
Зачем писать сопроводительное письмо работодателю?
Писать сопроводительное письмо к отклику на вакансию однозначно стоит.
Рекрутеры получают сотни похожих резюме, где чуть варьируется образование и места работы, но в среднем заявки подают кандидаты с близким опытом и навыками.
Наличие сопроводительного письма и его качество становится ещё одним плюсом в вашу пользу — и почему бы не увеличить их количество?
Что из себя представляет сопроводительное письмо?
Сопроводительное письмо — это дополнительный документ к отправляемому резюме.
Если Вы высылаете свое резюме в серьезную компанию с известным именем (брендом), то к составлению сопроводительного письма предъявляются достаточно высокие требования.
Документ необходимо оформить отдельным листом; все реквизиты, к которым относятся дата составления, заголовок, подпись, наименование и адрес получателя – должны быть размещены в соответствии с правилами и требованиями к оформлению деловых писем.
Если резюме направляется по электронной почте, то и сопроводительное письмо, соответственно, следует прикрепить в формате документа Word.
Направляемое по электронной почте резюме в менее именитые и престижные компании, может сопровождать в самом теле письма грамотно составленный текст, без оформления его на отдельном листе. При этом должны быть на виду контактная информация, инициалы (или имя и фамилия) и фамилия.
Давайте рассмотрим основные черты успешных сопроводительных писем.
Строгая структура
Сопроводительное письмо содержит в себе:
#1. Приветствие («Уважаемый [имя/должность]», «[Имя], добрый день», «Dear [name]»)
Приветствие должно быть либо персонализированным, либо обращаться к специалистам конкретного департамента, если имя получателя не известно.
#2. Основную часть
#2.1. Расскажите, на какую должность вы претендуете, если отправляете резюме на рабочую почту работодателю. На hh.ru этого делать не нужно;
#2.2. Объясните, чем вас привлекла эта вакансия: интересный продукт, новые функции или сложные задачи;
#2.3. От мотивации плавно переходите к опыту и списку проектов, который не описан в резюме, но полезен для данной вакансии;
#2.4. Снова напомните о вашей мотивации на позицию. Чем дальше содержание пункта 2.3 от требуемого опыта, тем необходимее пункт 2.4.
#3. Прощание («Best regards», «С уважением») и продублированные контактные данные.
Важно помнить, что все пункты, кроме 2.3 — это наработанные клише, созданные успешными кандидатами за многолетнюю практику. Они стандартны, очевидны, уже являются этикетом при общении через сопроводительные письма, не должны превышать одного — двух предложений и пишутся строго с нового абзаца с отступом.
Пример сопроводительного письма руководителя отдела продаж
Приведем пример из письма руководителя отдела продаж крупной западной FMCG компании. Оно довольно длинное, но для руководящей должности — это вполне допустимо.
Ирина, добрый день!
Пишу вам относительно вакансии «Руководитель отдела продаж канала современной торговли».
Описанные обязанности и цели данной позиции представляются мне чрезвычайно интересными. Меня всегда привлекали сложные и амбициозные проекты.
Хочу сразу заметить, что опыта работы именно с бытовой техникой у меня нет, но в отличие от большинства кандидатов у меня есть следующие сильные стороны:
- опыт работы с федеральными сетями на уровне первых лиц более 5 лет;
- успешный запуск и ввод в сети новинок высококонкурентных категорий (молочная продукция).
Мой профессиональный опыт также включает в себя:
- управление командами торговых представителей и супервайзеров от 30 человек;
- закрытие дебиторских задолженностей по ключевым клиентам.
В случае взаимного интереса предлагаю созвониться в любое удобное для Вас время.
С уважением,
Алексей Х, Тел. X (XXX) XXX-XX-XX
Хотя в большинстве случаев имя получателя неизвестно, очень важно соблюсти персонализированное и обдуманное обращение.
Помните, что скопированное шаблонное сопроводительное письмо скорее всего оставит ваше резюме непрочтенным!
Возможными обращениями на hh.ru могут быть:
- «Уважаемый отдел персонала компании Х»;
- «Уважаемые сотрудники отдела подбора персонала компании Х»;
- «Уважаемый менеджер по подбору персонала компании Х»;
- «Я внимательно изучил позицию Руководитель отдела продаж канала современной торговли и т.д.».
Небольшое, но емкое
Помните, что сопроводительное письмо должно читаться за 10 секунд.
К сожалению, частая практика российской культуры – это вписать в сопроводительное письмо абсолютно все проекты и опыты жизни, которые совсем не имеют отношения к вакансии. Такие письма открывают тотальное непонимание как позиции, так и ее роли в компании.
Постарайтесь написать небольшое, но информативное и полезное письмо только с качественной информацией.
Деловой стиль
Сопроводительное письмо по стилю должно соответствовать отрасли компании и корпоративной культуре.
Для большинства инжиниринговых, медицинских, банковских, консалтинговых и других работодателей подойдет выдержанный деловой стиль, описанный выше. Он беспроигрышно подходит для 95% вакансий, размещенных в интернете. Его отличает максимально легкая и информативная форма письма: простая структура, терминология, отсутствие громоздких придаточных и сложноподчиненных предложений.
Остальные 5% — области Hi-tech, креатив, IT start-up, частные и небольшие компании c нишевыми продуктами — допускают более свободное и эмоциональное обращение.
Ошибки
- Частая ошибка, моментально убивающая интерес читающего — шаблонные письма. Если для вас эта заявка на участие в конкурсе на позицию настолько типична, что вы копируете свое письмо, то и для получателя вы становитесь настолько же типичным кандидатом.
- Не дублируйте в сопроводительном письме ваш опыт другими словами. Никто не захочет тратить лишнее время на прочтение одной и той же информации два раза.
- Креатив в письме и юмор уместны, если только рассматриваемая компания входит в тот малый процент работодателей, для которых оригинальность и юмор являются частью профессиональной деятельности и соответствует внутренней корпоративной культуре.
Итак, в чем же секрет удачных сопроводительных писем? Они структурированы, небольшие по объему, но крайне емкие, стилизованы под культуру компании и не содержат ошибок. А самое главное — такие сопроводительные письма фокусируются на интересах компании, а не на персональном интересе кандидата.
Покажите, что вы знаете, в чем нуждается компания и как ей помочь.
Желаем успехов в поиске работы и удачного трудоустройства!
Источник: https://start-365.ru