Какие особенности работы у врача ветеринара?
Моськи и слоны
Первая причина, которую называли многие практикующие врачи, — конечно же, безграничная любовь к животным. Делая материал, мы стараемся избегать пафосных слов. Но есть профессии, когда они уместны. Только ветеринар может избавить от страданий обезьяну с переломанной лапой, вылечить от болей в желудке котенка, спасти жизнь собаке, подавившейся косточкой.
Врач помогает каждому пациенту: от медведя до хомяка.
Награда бесценна… лизнувшая с благодарностью руку кошка, радостные лица владельцев спасенного попугая.
А вот, что говорят сами профессионалы:
Камиль Нариманович Галимов, главный врач клиники БОНПЕТ:
«Наша профессия духовно обогащает человека, дарит ощущение доброты. Мне есть, с чем сравнивать. Раньше я лечил людей. В отличие от них, животные намного благодарнее и искреннее. Ветеринаром работать интереснее. Да и в последнее время, специалист может неплохо зарабатывать. Это тоже немаловажно».
Скажите «Р-р-р!»
Работа в клинике начинается с приема клиентов-пациентов. Если проводить аналогию с врачебной практикой у людей, напоминает разговор с педиатором, детским хирургом. «Родители» приводят «детей». Описывают поведение своих любимцев, а специалист пытается поставить диагноз. Врачу необходимо чутье, интуиция. Кошка или морская свинка не расскажет о своих проблемах. После беседы с владельцем — диагностика, осмотр животного, прослушивание, анализы. Бывает, больше времени уходит на успокоение пациента, чем на выявление причин его недомогания. Опытный ветеринар действует терпеливо, мягко и уверенно.
К. Н. Галимов:
«Набирая молодых специалистов на испытательный срок, я всегда смотрю на реакцию животного, когда они к нему подходят. Как и у людей, у зверей есть субъективная оценка: кто-то им нравится или, наоборот, раздражает. Один доктор проводит осмотр, собака лежит спокойно. А от другого — молодого, рьяного начинает шарахаться, скулить, дергаться. Животные чувствуют ауру, улавливают настроение врача.
К сожалению, для кого-то такая работа — бизнес. Много приходит ветеринаров со студенческой скамьи, говорят: «Я все умею, могу!». Но страшно не это. Они ездят по вызовам и порой переоценивают свои возможности. Недавно в области дипломированный специалист приехал на дом лечить кошку, которая была в состоянии течки. А он посчитав, что она что-то проглотила, вскрыл ее. Ничего не нашел, зашил. Кошка умерла.
Успеха в профессии можно добиться только в том случае, когда для человека главное — не деньги, а призвание».
Болеет ли змея ангиной?
Болезни змеи и кролика различны. Анатомия и физиология — тоже. Ветеринар должен хорошо знать и то, и другое. Уметь сделать прививку собаке, наложить гипс морской свинке. Подобрать лекарства крысе, назначить правильное лечение обезьяне. Если в этот день на прием пришли только с кошками — к каждой найти индивидуальный подход, при самых простых заболеваниях.
К. Н. Галимов:
«Животных лечим разнообразных. Недавно привозили тигренка. Нередко — обезьян, лемуров, попугаев. Никогда не думал, что придется лечить белых крыс. На третьем курсе я их оперировал с целью изучения. Сейчас спасаю. И люди переживают, плачут, умоляют вылечить любимицу. Большая часть пациентов — собаки и кошки. Недуги самые разные. Все животные, живущие в городе, страдают теми же заболеваниями, что и мы. Даже у змей случается ангина. Многих городских собак приводят с инфарктом. Хозяин уезжает в командировку, оставляет эрдельтерьера на дочь. Та приходит нечасто. Собака скучает, воет, переживает — вот и результат. Чем выше уровень организации животного, тем больше заболеваний на «нервной почве».
40 пациентов в день
Общаться с владельцами животных зачастую сложнее, чем лечить. Есть те, кто сами же доводят зверей до ужасного состояния. Не слушая советов врачей, перекармливают вкусной, но вредной пищей. Или не желают замечать признаков болезни, ожидая, что «само все пройдет». Особенно трудно в этом случае лечить диких животных. Содержать их в неволе без ущерба для здоровья — целая наука. В большинстве случаев ее игнорируют, приобретая крокодильчика или питона ради забавы. Приучить людей грамотно заботиться о своем питомце очень сложно. А все последующие проблемы приходится решать врачу, работающему, как на конвейере.
Петр Петрович Ершов, главный врач Ветеринарного Центра Московской Ветеринарной Академии (МГАВМиБ им. Скрябина):
«Нагрузка очень большая. Трудимся в клинике по сменам 12-24 часа. Животные идут потоком, у каждого — своя патология, проблемы и владельцы. Некоторые пробовали лечить своего любимца во многих клиниках и приходят скептически настроенные, уверенные, что у тебя тоже ничего не получится. Необходимо терпение, умение общаться. Нередко несешь ответственность за жизнь и самочувствие не только животного, но и его хозяина. Есть люди, для кого кошка или собака — превыше всего остального. Если она погибнет, они сами будут на грани нервного срыва. Часто бывает, владельцы привозят животных в очень тяжелом состоянии. Тогда счет идет на минуты. Нужно принимать быстрые и правильные решения, действовать на свой страх и риск».
Операция черепахе
Если вы падаете в обморок при виде крови, не в состоянии сделать укол или разрез скальпелем «по живому» — в ветеринарии вам делать нечего. Здесь нужно быть универсалом: хирургом, терапевтом, отолярингологом и окулистом в одном лице. По крайней мере, в России. На Западе у каждого врача своя специализация.
Наиболее сложная область — хирургия. От ветеринара требуется почти ювелирное мастерство. Наложить гипс на переднюю лапу хомячка, сопоставить косточки толщиной в швейную иглу — настоящее искусство. Пришить котенку лапу, восстановить разбившийся панцирь черепахе — задачи самые разные.
К. Н. Галимов:
«Недавно оперировали щенка лайки. Он полез в миску к коту, а тот вцепился когтями ему в глаз, порвал роговицу, вывернул хрусталик. Владельцы обошли много клиник — им говорили: надо удалить глаз. Но хозяин очень любил животное. Отыскал нас, мы сделали операцию, восстановили хрусталик, ушили рану роговицы с применением микротехники и операционного микроскопа и зашили веки на две недели, чтобы свет не падал. Каково же было наше с владельцем счастье, когда мы открыли глаз щенку, увидели реакцию зрачка на свет. Если такие операции удаются, начинаешь думать, что, наверное, не зря чему-то учился».
Осторожно! Злая собака!
Профессия ветеринара неслучайно считается одной из самых опасных. Почувствовав колебания человека, его неуверенность, тем более страх, животное может не даться в руки и даже стать агрессивным. Врачу ни в коем случае нельзя бояться своих пациентов. Необходимо соблюдать технику безопасности, знать специальные приемы фиксации и коров, и змей. Особо беспокойным надевают намордник или вкалывают успокоительное. Животное может быть опасно не только из-за своей злобы или страха. Например, у лошадей просто срабатывают охранные врожденные рефлексы — лягаться ногами. В общем, всегда нужно быть наготове.
К. Н. Галимов:
«Однажды пришел вызов — немецкая овчарка не может родить. Приехал, начал заниматься родовспоможением. Первый щенок шел лапками вперед, я его очень долго вытаскивал. В какой-то момент овчарка развернулась и схватила меня за ногу. Сильно. Брызнула кровь, хозяевам стало плохо, мужчина упал в обморок. В такой момент нужно четко чувствовать настроение животного, знать, что оно будет дальше делать. Я ее понимал. Ей было больно. Каково же было ее удивление, когда я снова подошел к ней. Она родила. И после этого стала меня уважать. Такие случаи бывают. Но, как говорится: глаза боятся, а руки делают. Не о себе думаешь, а о том, как помочь животному».
Скучать некогда!
Работа ветеринара — сплошные сюрпризы, приятные и не очень. Никогда не знаешь, что тебя ждет. Даже гения ветеринарии все время подстерегают нелепые случайности. Бывает, несложные операции заканчиваются трагически. Никто от этого не застрахован. Впрочем, случаются и забавные происшествия.
К. Н. Галимов:
«В нашей клинике однажды появилась белка. Операции в этот день шли одна за другой — шесть или семь. Ночью работали уже «на автопилоте». Вдруг один врач заходит и говорит: «А у нас белка на приеме». Я сначала подумал — шутка. Потом вижу, правда: белка сидит в коридоре. Осмотрели — у нее перелом плеча. Надо помогать. Решили: в окно заскочила, у нас парк рядом. Мало ли, бывает. В классической литературе описан случай, когда подстреленный волк пришел на окраину деревни в медсанчасть, и его перевязали. Белку прооперировали. Оказалось, есть владелец. Он приходил, упустил ее из клетки. Зверек убежал и спрятался в вентиляционной нише. А через три дня вышел к людям».
Животные непредсказуемы, а значит, и будни ветеринара тоже. Они слагаются из длинной цепи маленьких побед и непредвиденных катастроф. Но одно можно сказать твердо: скучать не приходится. И у хорошего ветеринара всегда много пациентов, даже в Новый год или Рождество, — ведь животные не считаются с людскими праздниками.
От 20 000 рублей до $2 000
В России профессия ветеринара популярна. Купив дорогого породистого щенка или симпатичного крокодильчика, хозяева не жалеют никаких денег для спасения своего любимца. Опытные врачи пользуются большим уважением. Лечить братьев наших меньших не только благородно, но и прибыльно. Только в Москве официально зарегистрировано примерно 60 клиник, специализирующихся на лечении различных животных: от морских свинок до рыбок. Зарплаты — $500-2000 и выше.
В государственных ветстанциях тоже идет прием пациентов. В животноводческих комплексах и на фермах ветеринары наблюдают за здоровьем коров, лошадей, свиней, делают им прививки от заразных болезней, принимают роды. В зверохозяйствах следят за разведением пушных зверьков, кроликов. В ветслужбе проверяют качество мяса, молока и иных продуктов. В зоопарках и цирках лечат слонов, бегемотов, тюленей, обезьян и других животных.
Все больше специалистов идут работать на ипподромы и в питомники. Можно трудиться в госструктурах — на таможне, в пограничной службе, в полиции. В этих сферах зарплаты скромнее, чем в частных клиниках: от 20 000 (начинающие врачи на ветстанции) до 45 000 руб.
Источник: https://proprofits.ru