Профессиограмма и психограмма: виды профессиограмм, их структура и содержание
Отрасль знаний, которая изучает профессии, называется профессиографией. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней.
Для того чтобы выбрать профессию, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Одним из важнейших источников информации о профессиях является профессиограмма. Профессиограмма — документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Цель профессиограммы — создать целостное представление об особенностях данного вида труда.
Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и т.д.).
Схема профессиограммы:
- общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей);
- производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);
- содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда;
- связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;
- необходимые общие и специальные знания и умения;
- требования, предъявляемые профессий к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности), медицинские противопоказания;
- психологическая характеристика труда (его привлекательные непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества);
- условия труда: санитарно-гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т.п.); экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т.д.;
- сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).
Выбор профессии предполагает возможно более полное знание содержания, характера труда и отношений в процессе будущей трудовой деятельности. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, различные формы внеклассной работы, общественно полезный, производительный труд, встречи-беседы со специалистами, самостоятельное изучение литературы и т. д.
Обдумывая свой трудовой путь, полезно составить профессиограмму своей предполагаемой профессии. Такая работа позволит глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней.
Составление профессиограммы поможет определить и те профессионально важные качества, которые вы должны формировать или развивать у себя (они должны лечь в основу профессионального плана).
Виды профессиограмм, их структура и содержание
В отечественной профессиографии принято классифицировать профессиограммы на:
- Частные: физиологические (т.е. то, что связано со здоровьем, физическими параметрами), санитарно-гигиенические, психологические, социологические, экономико-организационные.
- Специальные (целевые): для профессиональной ориентации и профконсультации, для профессионально-психологического отбора; для профессиональной подготовки, для оптимизации условий и режима деятельности; для проектирования и рационализации рабочего места.
- Комплексные — это всестороннее описание профессии и специальности, с использованием результатов профессиографирования методами различных наук.
Рассмотрим подробнее:
#1. Частная профессиограмма
Частные делятся на:
- Физиологические, дающие физиологическую, медико-биологическую характеристику специальности.
- Санитарно-гигиенические — санитарно-гигиеническая характеристика специальности с точки зрения воздействия санитарно-гигиенических условий на организм человека в ходе деятельности.
- Психологические, или психологически ориентированные профессиограммы, определяющие узкоспециализированные требования к психике человека. Данные профессиограммы включают:
— описание внешней картины труда,
— трудового поведения («фотография» рабочего дня, хронометраж, временная динамика рабочей активности, описание рабочего места, типичных ошибок и др.);
— описание внутренней картины труда (реакция личности, ее интегральные образования: направленность, характер, способности, темперамент, структуры научения и опыт; психические состояния и процессы: воля, внимание, мышление и особенности психомоторики). - Социологические профессиограммы, содержащие социальные характеристики специальностей.
- Экономико-организационные профессиограммы − характеристика специальности с точки зрения ее социально-экономической сущности. Речь идет об условиях оплаты, режиме труда и отдыха и т.д.
#2. Специальная (целевая) профессиограмма
Специальные (целевые) разрабатываются для использования в различных целях:
- Для профессиональной ориентации и профконсультации. Такая профессиограмма включает:
— роль и место профессии в обществе,
— содержит описание всех основных ее аспектов,
— способы ее освоения, перспективы развития и т.д.
В профессиограмме подчеркивается также, какими знаниями и психологическими качествами должен обладать кандидат на обучение специальностям; перечисляются данные об условиях труда и о трудовых действиях; говорится о том, где и какими способами осуществляется подготовка специалиста по данной специальности. - Для профессионального психологического отбора. Данная цель обусловливает структуру и содержание профессиограммы:
— она ориентирует на выявление преимущественно стабильных, устойчивых профессионально важных качеств, дифференцирующих людей по эффективности деятельности;
— содержит максимально возможный свод требований к необходимым и некомпенсируемым свойствам личности специалиста и противопоказаний;
— определяет структуру качеств, обеспечивающих достижение высокого уровня профессионального мастерства. - Для оптимизации условий и режима деятельности. Профессиограмма, используемая в этих целях, направлена на всесторонний учет временных параметров и утомительности отдельных действий и операций, регистрацию распределения микропауз и динамики работоспособности в течение рабочего дня, во время дежурства, указание психологической изменчивости психических функций под воздействием утомления и т.п.
Типовая структура целевой профессиограммы содержит 7 разделов:
- Общие сведения о специальности;
- Содержание деятельности;
- Условия деятельности;
- Социально-психологические факторы деятельности;
- Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности;
- Психограмма;
- Противопоказания к деятельности.
Рассмотрим подробнее:
1. Общие сведения о специальности:
1.1. Наименование и назначение профессии.
1.2. Характеристика рабочей зоны и рабочего места.
1.3. Характеристика средств и орудий труда.
1.4. Общая и специальная профессиональная подготовка специалиста.
1.5. Функциональные обязанности специалиста.
1.6. Критерии эффективности деятельности.
2. Содержание деятельности:
2.1. Описание и анализ основных действий и операций.
2.2. Профессиональные задачи, решаемые специалистом.
2.3. Особенности приема информации.
2.4. Особенности переработки информации и принятия решений.
2.5. Структура исполнительских действий.
2.6. Анализ ошибок в деятельности специалиста.
2.7. Соотношение загруженности в ходе работы психологических функций.
3. Условия деятельности:
3.1. Санитарно-гигиенические условия.
3.2. Режим труда и отдыха специалистов.
4. Социально-психологические факторы деятельности:
4.1. Характеристика группы, в составе которого специалист выполняет обязанности.
4.2. Роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей.
4.3. Мотивационные аспекты совместной деятельности.
4.4. Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации специалистов.
5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности:
5.1. Характер и степень изменения активности психофизиологических функций и работоспособности.
5.2. Преобладающие эмоциональные состояния.
5.3. Влияние динамики состояний на эффективность деятельности.
5.4. Основные формы профессиональной заболеваемости и травматизма.
6. Психограмма:
6.1. Основные личностные качества, необходимые специалисту.
6.2. Ведущие сенсорно-перцептивные характеристики.
6.3. Профессионально важные качества мышления.
6.4. Профессионально важные характеристики памяти.
6.5. Свойства, определяющие успешность моторных действий.
6.6. Соотношение в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических и моторных качеств.
7. Противопоказания к деятельности.
#3. Комплексная профессиограмма
Комплексная профессиограмма учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.
При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы:
- изучение документации по данной профессии;
- наблюдение за работой специалистов;
- опрос специалистов (экспертный метод);
- изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;
- трудовой метод;
- биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании его опроса и изучения документации;
- метод эксперимента;
- метод моделирования трудового процесса.
Источник: https://proproff.ru