Какие задачи выполняет военно-морской инженер механик?

25 ноября 2022, 20:17

День инженер-механика на флоте отмечают 10 января. Этот праздник был утвержден главнокомандующим Военно-морским Флотом России в 1996 г. Нет на корабле человека, лучше него знающего корабль, его корпус, механизмы, двигатель или силовую установку, основные и вспомогательные корабельные системы, все, что называется «устройство корабля». Этот человек — командир электромеханической боевой части, «дед», «стармех». На гражданских судах малого и среднего водоизмещения иностранных флотов к категории «офицеры» относят только двух членов команды — капитана и старшего механика. На военном корабле должность командира БЧ-5 почетна, уважаема и обязывает ко многому.

От механиков зависит, даст ли корабль ход и в каких пределах; погрузится ли на заданную глубину подводная лодка и как долго сможет эту глубину выдерживать; в сколь комфортных условиях будет находиться экипаж; достаточно ли пресной воды, электроэнергии. Командир электромеханической боевой части несет прямую ответственность за эксплуатационную безопасность корабля, а в случае повреждения корабля он со старпомом возглавляет борьбу за живучесть корабля. От его знаний, опыта, решительности зависит судьба корабля и жизнь экипажа.

Командир БЧ-5 возглавляет одно из самых многочисленных корабельных подразделений, куда входят три дивизиона: движения, живучести и электротехнический, их группы, команды, отделения. Во всех вопросах, касающихся борьбы за живучесть корабля, эксплуатации корабельных систем, командир БЧ-5 — начальник для всего личного состава корабля. Кажется, что одному человеку невозможно освоить все корабельные инструкции, описания, чертежи, схемы, правила эксплуатации и многое другое, а «деду» это удается. Любой «отказавший» механизм, стоит к нему прикоснуться «деду», оживает, прилаживается к работе и работает, по крайней мере, до прихода в базу. Но и в базе командиру БЧ-5 нет покоя — корабельные механизмы продолжают функционировать по другим корабельным расписаниям. Надо привести в безопасное состояние главную энергетическую установку, запустить в работу и проверить вспомогательные механизмы.

На подводных лодках существовала традиция: командир электромеханической боевой части носил на кителе командирскую «лодочку» — нагрудный знак, свидетельствующий о допуске к самостоятельному управлению подводной лодкой. Этим подчеркивалось особое уважение к должности и обязанностям «деда».

На сегодняшний день боевая часть любого корабля состоит из следующих пунктов:

БЧ-1 – штурманская;

БЧ-2 – ракетная, ракетно-артиллерийская или артиллерийская (в зависимости от состава вооружения корабля);

БЧ-3 – минно-торпедная;

БЧ-4 – связи;

БЧ-5 – электромеханическая;

БЧ-6 – авиационная;

БЧ-7 – радиотехническая (управления).

Именно электромеханическая боевая часть (БЧ-5) относится к инженерам-механикам. Их количество зависит от габаритов корабля и сложности установленного на нем оборудования. Но на любом судне, даже на небольшом патрульном катере, обязательно присутствует механик. В случае возникновения поломки он готов оперативно заняться ремонтом, чтобы вся команда могла благополучно добраться до берега.

Инженер-механик флота выполняет следующий перечень задач:

  1. Обеспечивает организацию правильной технической эксплуатации вверенных ему видов морских судов с соблюдением правил техники безопасности и нормативных инструкций, принятых военными ведомствами по ВМФ.
  2. Минимизирует затраты на обслуживание и ремонт кораблей.
  3. Разрабатывает графики проведения плановых технических операций, а также просчитывает сметы на ремонтные работы.
  4. Во время проведения операций ведет учет всех затрат.
  5. Следит за комплектацией судов запчастями и инструментами перед выходом в море.
  6. Следит за соблюдением членами экипажа должностных инструкций по эксплуатации судна, а также за правильностью ведения технической документации.
  7. Проводит практические занятия по быстрому и слаженному реагированию команды на возникновения аварийных ситуаций на борту корабля.
  8. Проверяет достоверность данных на контрольных приборах.
  9. Разрабатывает рекомендации по улучшению технической базы флота.
  10. Способствует внедрению на кораблях инновационных технологий, а также отвечает за обучение всей команды обращению с новыми агрегатами.
  11. Отвечает за составление и своевременную передачу на заводы-изготовители рекламаций, в которых будут отражены все основные показатели эксплуатации.
  12. Проводит мероприятия по повышению трудовой дисциплины среди команды.
  13. Выполняет все требования, которые касаются его должности.
  14. Соблюдает необходимые меры по охране окружающей среды.
  15. Находится на рабочем месте не менее 75% времени во время нахождения судна в открытом море, никогда не оставляет дежурство без уважительных причин.

Источник: https://start-365.ru