Финансовый мониторинг: определение, функции, цели, особенности

03 апреля 2023, 3:54

Финансовый мониторинг (ФМ) — это надзор над денежными операциями физических и юридических лиц, и выявление сомнительных операций. Финансовый мониторинг осуществляется для выявления случаев отмывания и легализации средств, полученных незаконным путём или направленных на финансирование терроризма.

Денежный оборот производится финансовыми учреждениями: банками, страховыми компаниями, пенсионными и другими фондами, биржами и т.д. Таким организациям проще контролировать операции с денежными средствами. Поэтому именно финансовые учреждения становятся субъектами, осуществляющими финансовый мониторинг.

Что такое финансовый мониторинг (ФМ)?

Понятием «мониторинг» обозначается систематическое наблюдение за определённым процессом и выявление его соответствия установленному результату. Если говорить кратко, «финансовый мониторинг» — это контроль над оборотом денежных средств в финансовой системе государства. В разных государствах этот процесс называется по-разному («финансовым контролем» или «финансовой разведкой»).

Финансовый мониторинг (ФМ) в РФ проводится согласно закону № 115-ФЗ от 07.08.2001 года. Существуют и другие законы, которые регулируют систему финмониторинга, например, создание и функционирование органов, осуществляющих эту деятельность. В соответствии с законом о финансовом мониторинге, в структуре Минфина РФ образован Комитет (КФМ) и Федеральная служба финансового мониторинга (ФСФМ). Росфинмониторинг – действующий федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Президенту России.

Существует два вида ФМ:

Обязательный – осуществляется Росфинмониторингом и заключается в сборе информации и контроле за денежными потоками в пределах государства и за рубеж.

Внутренний – входит в функции субъектов (финансовых компаний) при осуществлении клиентами денежных операций. Задачей является выявление транзакций, соответствующих критериям обязательного мониторинга и отправка информации о них в уполномоченные органы

Внутренний ФМ

Внутренний финансовый мониторинг осуществляется всеми сотрудниками финансовых учреждений (операционистами банков, кассирами, работниками страховых компаний, отделами и департаментами других организаций), которые обслуживают операции клиентов. Они проводят первичный мониторинг – идентификацию личности, совершающей денежную операцию и, в сомнительных случаях, проверку транзакции на соответствие условиям законодательства.

Обычно первичный мониторинг составляет сбор необходимых персональных данных клиента и предварительную проверку их достоверности (правильность заполнения паспортных данных и соответствие информации о доходах с данными, указанными в справках). Подробнее денежные транзакции анализируются сотрудниками отделов (департаментов) ФМ банковских и других организаций, которым доступна информация о деталях операций и персональные данные контрагентов.

Как работают отделы ФМ финансовых организаций:

  • чтобы качественно выполнять возложенные на них задачи и не допускать злоупотребления в деятельности внутри банка или другого учреждения, отделы ФМ подотчётны только органам управления этих организаций (совет директоров, правление банка, ТОП-менеджмент и т.д.). Полномочия сотрудников таких отделов позволяют контролировать работу главных должностных лиц компании;
  • сотрудником отдела финансового мониторинга проверяется любая (если не производился первичный мониторинг) транзакция и решается, нужно ли проводить внутренний или обязательный ФМ. Каждой подобной денежной операции присваивается специальный код;
  • в установленный период времени информация о сомнительных операциях собирается в файлы отчётности и отправляется в электронном виде в уполномоченный государственный орган (Росфинмониторинг), ведущий обязательный мониторинг.

Функции ФМ в банковской сфере

Службой финмониторинга в банке выполняется множество важных обязанностей:

  1. Обеспечение финансовой безопасности организации.
  1. Контроль внешних и внутренних операций на основании ежедневных отчётов.
  1. Регистрация транзакций.
  1. Проверка анкет клиентов на причастность к террористическим и криминальным группировкам, идентификация сторон денежных транзакций.
  1. Создание «чёрного списка» клиентов, подозреваемых в нелегальных сделках.
  1. Предотвращение потенциальных правонарушений.
  1. Контроль за соблюдением законодательных актов и инструкций.
  1. Проверка документов, подтверждающих законность денежных средств и финансовых сделок.
  1. Взаимодействие с ФСФМ России.
  1. Обучение сотрудников финансового учреждения по вопросам ФМ.

Обязательный ФМ

Сотрудники ФСФМ получают отчётность финансовых учреждений и занимаются контролем на соответствие попавших в отчёты денежных потоков требованиям законодательства. Так как они имеют доступ в объединённую базу данных, у них имеется намного больше возможностей для тщательного анализа сомнительных операций и принятия оптимального решения.

При подозрениях о направленности банковской операции на отмывание денежных средств, финансирование преступных группировок или на то, что средства получены в результате незаконной деятельности, ФСФМ вправе заблокировать счёт до получения дополнительной документации:

  1. Документы клиента или их копии, которые хранятся в банке.
  1. Документы, подтверждающие личные данные и источники денежных средств, указанные самим клиентом.
  1. Данные об остальных денежных транзакциях, осуществлённых физическим или юридическим лицом.

На основании этой документации всесторонне проверяется сам клиент финансовой организации и его денежные потоки. При выявлении противозаконности операции, данные передаются в правоохранительные и судебные органы для дальнейшего разбирательства. Бывают случаи, когда денежная транзакция обладает явными признаками незаконной деятельности (платежи организациям, признанным террористическими или финансирующим преступную деятельность). В случае обнаружения такой операции надлежащие меры принимаются без дополнительной проверки.

Для организации финансового мониторинга требуется тесное взаимодействие государственного уполномоченного органа и сотрудников отделов ФМ банков и других компаний. Государственное регулирование осуществляется Федеральной службой ФМ России. Кроме этого, Росфинмониторинг занимается подготовкой кадров по ФМ на местах.

Операции, подлежащие финмониторингу

Финансовому мониторингу подлежат операции любых клиентов финансовых учреждений, как юридических, так и физических лиц. Основным критерием, привлекающим сотрудников ФМ банка к операции, является её несоответствие основной деятельности клиента. В соответствии с федеральным законом № 115, обязательному ФМ подлежат транзакции в сумме свыше 600 тыс. руб. (или эквивалентной сумме в другой валюте).

Денежные операции, попадающие под контроль финмониторинга:

  • денежные переводы от юридических лиц физическим лицам (кроме заработной платы и вознаграждений);
  • получение денежных средств в валюте (из-за границы, с оффшоров и пр.);
  • поступление и снятие наличности в течение одного дня;
  • регулярные однотипные операции по снятию крупных сумм денежных средств;
  • множество вкладов, которые открываются на короткий срок (до одного месяца), а по истечении этого срока закрываются, причём денежные средства снимаются наличными;
  • покупка/продажа дорожных чеков, валюты, обмен испорченных денежных знаков на целые от суммы в 600 тыс. руб. (в эквиваленте);
  • покупка физическим лицом ценных бумаг за наличные денежные средства;
  • обмен банкнот с крупным номиналом на мелкие (и наоборот) до 600 тыс. руб.;
  • клиент пренебрегает выгодными условиями. Например, размещает крупные суммы во вклады, не интересуясь процентными ставками и прочими условиями;
  • денежные операции не имеют экономического смысла. Например, выплата шестизначной заработной платы в компании с нулевой бухгалтерской отчётностью;
  • невозможно установить стороны сделки;
  • необоснованные переводы на счета других банков с плохими условиями (низкие депозитные ставки, высокая комиссия и т.д.).

Исходя из этого, существует множество оснований для того, чтобы денежная операция попала на контроль ФМ. Это связано с увеличением количества незаконных финансовых транзакций и отмывания денег, полученных преступным путём. Производится совершенствование и ужесточение условий законодательства для минимизации возможных рисков для банковских организаций. Вызывать подозрения службы ФМ может и частое пополнение вклада (даже если сумма менее 600 тыс. руб.).

Попытки вывести денежную операцию из-под контроля финмониторинга, к примеру, разделить определённую сумму на несколько платежей, также привлечёт пристальное внимание специалистов.

Цели финансового мониторинга

Контроль надзорными органами за денежными потоками является очень важной процедурой. Основной целью государственного финансового мониторинга и ФМ на предприятии является предотвращение:

  1. Легализации денег, которые получены незаконным путём.
  1. Финансирования противоправной деятельности.

Существуют три стадии отмывания денежных средств:

Размещение: денежные средства незаконного происхождения реализуются в менее подозрительные формы.

Наслаивание: преступные доходы отделяются от источника проведением денежных операций, для того, чтобы скрыть истинное происхождение денег и обеспечить анонимность.

Интеграция: легализованные деньги поступают в оборот.

Преступные доходы (прибыль от рэкета, от продажи оружия и наркотиков) разными способами помещаются на счета в финансовых учреждениях. В дальнейшем, снятые с таких счетов деньги становятся легальными. Затем этими денежными средствами финансируется преступная деятельность и террористические организации.

Финансовый мониторинг как вид финансового контроля пресекает подобные схемы и незаконные денежные потоки. Так как в операциях задействованы и счета физических лиц, и корпоративные счета, ФМ осуществляет проверку всех счетов.

Что значит для клиента финмониторинг?

Многие клиенты банковских организаций опасаются, что их операции попадут под финмониторинг и, обычно не знают, к каким последствиям приводит несоблюдение критериев ФМ. На практике, тот факт, что операции подлежат финмониторингу, не значит, что последуют санкции для клиента. Из всех проводимых каждый день операций под действие законодательства попадает значительная часть.

Операции, требующие дополнительных проверок, составляют меньше 0,1%. Данные об остальных операциях пополнят базу данных ФСФМ.

Даже блокировка счёта в большинстве случаев является временной мерой и устанавливается на время проведения проверки предоставленных документов. Других проблем, кроме задержек операций она не вызовет (если финансовая деятельность осуществляется в рамках законодательства). Органами ФМ не предоставляются данные в налоговые органы, чего боятся многие банковские клиенты. В их функции не входит контроль за соблюдением участниками сделок норм налогового законодательства.

Как разблокировать приостановленные операции?

Если денежная операция была заблокирована при ФМ, понадобится доказать её законность определёнными документами. Чтобы успешно пройти проверку, необходимо представить документы, которые подтверждают источники происхождения денег, используемых при транзакции:

Физическим лицам

  • Справка о доходах;
  • Выписка по счету в другом банке;
  • Кредитный договор;
  • Документ, подтверждающий наследство, дарение и т.д.

Юридическим лицам

  • Копия бухгалтерской отчётности;
  • Банковские выписки;
  • Заключение аудиторской службы.

Кроме этого, понадобятся документы, удостоверяющие личность, и дополнительные документы (справки об обязательном социальном страховании или свидетельство о постановке на учёт в налоговых органах). Предприятиям и организациям может понадобиться предъявить учредительные документы.

Субъекты ФМ

Согласно законодательству, субъектами первичного ФМ являются следующие учреждения и лица:

  • банк, кредитная организация, страховая и лизинговая компания, ломбард, кредитный союз и прочие финансовые учреждения;
  • платёжная организация, член платёжной системы, эквайринговое и клиринговое учреждение;
  • товарная, фондовая и прочие биржи;
  • профессиональный участник торгов на рынке ценных бумаг;
  • оператор почтовой связи и другого учреждения, производящего переводы денежных средств;
  • филиал или представительство иностранного предприятия, предоставляющего финансовые услуги;
  • посредник при сделках купли/продажи недвижимого имущества;
  • предприятие, торгующее за наличные драгоценными камнями и металлами и изделиями из них;
  • предприятие, проводящее лотереи, азартные игры (в том числе казино);
  • нотариус, адвокат, аудитор, аудиторская фирма, ООО, предоставляющее услуги по бухучёту;
  • остальные юридические лица, которые не являются финансовыми организациями, но оказывают отдельные финансовые услуги.

Когда компания является объектом первичного ФМ, она обязана:

1) Встать на учёт в российском Госфинмониторинге.

2) Производить идентификацию и верификацию, анализировать клиента и уточнять его данные в случае необходимости.

3) Обнаруживать операции, подлежащие ФМ на любом этапе:

  • До начала операции;
  • В процессе операции;
  • В момент возникновения подозрения;
  • После проведения операции (попытки проведения или отказа от проведения).

4) Обеспечить управление рисками, и разработать критерии рисков.

5) Регистрировать денежные операции, подлежащие ФМ (не позднее 24 часов с момента обнаружения).

6) Информировать Госфинмониторинг об операциях, подлежащих ФМ, а также о подозрительной деятельности.

7) Подавать на запросы Госфинмониторинга полные и достоверные данные, документацию и пр.

Источник: vfinansah.com