Дизайн полиграфии: понятие, этапы, технические требования, программы для работы

04 декабря 2022, 3:55

Дизайн полиграфии — один из главных этапов подготовки информационной, рекламной и печатной продукции. От его качества зависит внимание целевой аудитории и последующие продажи. Если работа выполнена качественно, потенциальные клиенты заинтересуются компанией. Плохая работа, наоборот, способна оттолкнуть возможных покупателей. Компенсировать плохой дизайн полиграфии не смогут ни грамотные копирайтеры, ни профессиональные маркетологи.

Распространенные формы полиграфического дизайна:

  • буклеты;
  • бланки;
  • листовки;
  • календари;
  • папки;
  • конверты;
  • этикетки;
  • упаковки;
  • стикеры;
  • каталоги и другие.

Дизайн полиграфии используется не только в рекламных материалах. Его применяют для печати многостраничных изделий и периодических изданий.

Дизайнер полиграфии

Дизайнер полиграфии — специалист, работающий в полиграфическом центре или типографии. Он может принимать заказы онлайн, работая фрилансером. К его услугам клиент обращается, когда не имеет четкого представления о внешнем виде рекламной продукции. Дизайнер помогает определиться с макетом, разрабатывает фирменный стиль, в том числе логотип компании.

Также его услуги нужны, чтобы скорректировать исходник изделия, подогнав его под технические требования печати. Стоимость услуг напрямую зависит от объема работы: разработка дизайна стоит дороже коррекции изображений.

Этапы разработки дизайна

Если заказчик не знает, что именно он хочет получить в итоге, разработка дизайна полиграфии будет включать:

  1. Разработку концепции. Возможны два подхода: основательный — выделяют важные и второстепенные детали, комбинируют текстовые блоки, оценивают визуальное восприятие готового макета; формальный — дизайн выбирается из готового шаблона в каталоге образцов, затем выбранный материал адаптируют под клиента.
  2. Подбор иллюстраций, цветов и шрифтов. Если у компании есть корпоративный цвет, чаще используют его. Дизайнер может самостоятельно подобрать цвет изделия. Разные оттенки по-разному влияют на внимание людей — этим пользуются профессионалы. Отдельно продумывают иллюстрации: они должны не захватывать все внимание, а лишь дополнять основной текст. На этом этапе важно продумать и шрифт, ведь от его стиля зависит визуальное восприятие текста.
  3. Подготовка макета к печати. Проводится компьютерное моделирование. Прорабатываются все детали изделия, даже самые незначительные. Дизайнер подводит изображение под технические характеристки, делает поля под обрезку. Макет переносится на выбранный для печати носитель. На этом этапе выбирается цветовая модель и прилагается файл со шрифтами.
  4. Постпечатная обработка. Готовое изделие склеивают и выполняют его переплет. Внешний вид полиграфии улучшают при помощи лакировки: на продукцию наносят специальный состав, формирующий однородную пленку. Еще два способа оформления — тиснение фольгой и технология высечки. На этом этапе дизайнер также может контролировать процесс, пока готовое изделие не приобретет завершенный внешний вид. Варианты постпечатной обработки с каждым годом меняются, поэтому специалист должен знать тенденции и применять их для конкретных изделий.

Технические требования

Требования к макетам запрашивают перед разработкой дизайна: они зависят от вида изделия, способа печати, формата бумаги. Качество изображения зависит от dpi — количества точек на дюйм. Широкоформатная печать полиграфии предусматривает от 90 до 120 dpi, офсетная — 300 dpi.

Необходимо учесть поля под обрезку — стандартно 2–4 мм с каждого края. Чтобы обрезчик понимал, сколько нужно убрать, ставят специальные метки.

Для сочной, яркой печати выбирают цветовую модель CMYK. Отдельно продумывают палитру, если на изделии много черного цвета. Чтобы он не получился бледным или темно-серым, в настройках выставляют Overprint: это свойство убирает проплешины между белым фоном и черными буквами.

Эффекты шрифта, такие как прозрачность и градиент, необходимо перевести в растровые изображения CMYK модели. Большинство типографий работает с форматом макетов TIFF, но некоторые принимают и PDF.

Программы для верстки и дизайна

Лидирующие позиции на рынке программ для дизайна занимает «Adobe Creative Cloud». Компания выпускает профессиональное ПО для обработки и создания изображений.

Дизайнеры полиграфии работают со следующими программами:

  • Adobe Photoshop — распространенный графический редактор. Содержит множество полезных инструментов для дизайна полиграфии. Программа — основа растровой графики, но в последних версиях есть инструменты для работы с векторной графикой. Подходит для работы на планшете, совместим с другими продуктами Adobe.
  • Adobe Illustrator — векторный редактор графики. Программа имеет интуитивно понятный интерфейс. С его помощью создают логотипы, иллюстрации и мультики. При желании можно создать векторное изображение любой сложности.
  • CorelDRAW — еще один векторный графический редактор. Подходит для дизайна и верстки многих видов полиграфической продукции. Имеет понятный интерфейс и удобное расположение элементов. Создает работы в высоком разрешении.
  • Adobe InDesign. В программе осуществляют как полиграфическую, так и интерактивную верстку. В ней можно оформить буклет, журнал книгу под технические требования любой типографии.

Иногда требуются дополнительные программы. Например, Adobe PageMaker, QuarkXPress, Photo Paint, Painter, Power Trac. Большинство перечисленных программных продуктов — платные. На официальном сайте Adobe можно скачать демо-версию.

Бесплатные аналоги есть в интернете. У таких программ урезанный функционал, но они позволяют единоразово выполнить несложную обработку.

Как сэкономить

Внести небольшие корректировки в дизайн полиграфии дешевле, чем заказывать его с нуля. Поэтому в целях экономии можно обратиться к услугам профессионального дизайнера. Он может быть фрилансером — их услуги стоят дешевле, чем у штатных работников. Дизайнер разработает логотип, шрифты, упаковки, визитки, листовки, наклейки и другие элементы корпоративного стиля. С этими заготовками уже идти в типографию. Их отредактируют под технические требования и распечатают, в дальнейшем в те же шаблоны можно вносить изменения. Некоторые компании делают акции: печать на постоянной основе и услуги дизайнера в подарок.

Кроме перечисленного, можно попробовать изготовить нужный макет самостоятельно. В интернете много бесплатных обучающих роликов по работе с профессиональными программами. Посмотрев несколько онлайн-уроков, можно изготовить несложный логотип или визитку.

Дизайн и верстка макета – в чем между ними различия?

Многие люди совершенно не видят различий между понятиями «дизайн» и «верстка» при заказе полиграфии. По своей сути, обе услуги тесно взаимосвязаны между собой, т.к. преследуют одну цель – получить макет, который одновременно соответствует требованиям заказчика и производственным возможностям типографии. А вот способы решения поставленной задачи несколько разнятся по ряду причин.

Если совсем кратко, то в процессе работы над дизайном ищут «что именно расположить», а в ходе проведения верстки отвечают на вопрос «как правильно разместить найденное».

Итак, разработка дизайна – это перенос концепта из воображаемой плоскости в реальный мир за счет использования шрифтов, иллюстраций, графических символов и т.д. За основу могут браться как стандартные инструменты (шаблоны), так и совершенно эксклюзивные наработки.

Верстка предусматривает комплексную адаптацию имеющихся «исходников» к своду определенных правил, в рамках которых пытаются сделать полиграфический продукт максимально удобочитаемым и «подходящим» для запуска в печать. Под последней формулировкой подразумевается соблюдение оптимальных пропорций контура.

Что входит в понятие «дизайн» макета полиграфии?

Конечный потребитель по-разному взаимодействует с различными печатными изделиями, каждому из которых присущи уникальные потребительские свойства. Например, афиша не попадает в руки человека, размер визитной карточки регламентирован достаточно жестким стандартом, в каталоге можно разместить много полезной информации, флаер обычно обладает коротким сроком «жизни».

Взять ту же визитку – набор возможных компонентов графики изначально мал: акцент делается на контактах (ФИО, адрес, реквизиты, e-mail), логотипе и слогане.

Стоимость разработки дизайна прямо зависит от конкретного наименования полиграфии. Логично, что создание нового «сюжета» для карманного календарика обойдется дешевле в сравнении с его настенным перекидным аналогом. Если услуга заказывается «под ключ», с последующей отправкой подготовленного тиража в печать, то работы по верстке уже включены в ее состав.

Конкретные цели «верстки» полиграфической продукции

  1. Конструктивно-композиционная – обеспечение чувства удобства при пользовании полиграфией, формирование четкой и понятной структуры изложения передаваемой информации.
  2. Эстетическая – улучшение визуальной составляющей за счет графического единства всех использованных элементов оформления и соблюдения геометрических пропорций.
  3. Экономическая – максимальное заполнение свободной площади выбранного материала для минимизации образования отходов.
  4. Производственно-техническая – у каждой типографии свой набор печатного оборудования с индивидуальными «плюсами» и «минусами», которые, собственно, и учитываются.

Важно понимать, что макет может красиво выглядеть на экране монитора, но при этом быть совершенно непригодным для печати (особенно если над ним работал веб-дизайнер, который слабо разбирается в тонкостях типографического производства). Мало просто создать идеальную картинку – нужно еще продумать способы ее переноса на бумагу, пленку или баннерную ткань.

Наличие качественного «исходника» существенно упрощает работу дизайнера, который сосредотачивается на вносе правок по типу: добавление вылетов, цветокоррекция фотографий, проверка соответствия цветов, «отрисовка» логотипа. То есть специалист «доводит до ума» базовую заготовку, поэтому и расценки получаются ниже, чем при ведении проекта «с нуля».

Обобщая информацию по различиям между дизайном и версткой макета

Рассматриваемые процессы очень тесно перекликаются, поэтому иной раз сложно понять, где кончается один и начинается другой. Когда на руках имеется файл в электронном виде с возможностью редактирования, созданный ранее профессиональным дизайнером из типографии, то верстка не потребуется вообще или будет носить «косметический» характер.

Если макет разработан человеком, незнакомым с печатными технологиями, тогда решаемая задача усложняется. При отсутствии какого-либо исходника лучше заказывать создание дизайна полиграфии именно там, где и будет затем производиться печать. Это выгодно как с экономической точки зрения, так и в контексте высокого качества исполнения всего заказа.

Источник: https://start-365.ru