День инженера-механика ВМФ: 10 января

03 сентября 2022, 18:13

В ВМФ первыми свой ежегодный профессиональный праздник отмечают инженеры-механики.

Военные моряки не случайно считают электромеханическую боевую часть сердцем корабля. От того, как оно бьётся и насколько ритмично работает, зависит жизнедеятельность всех корабельных систем.

Накануне Дня инженера-механика ВМФ об особенностях этой специальности рассказал командир электромеханической боевой части большого десантного корабля «Георгий Победоносец» Кольской флотилии разнородных сил Северного флота капитан-лейтенант Игорь Крылов.

По решению главнокомандующего ВМФ России 22 года тому назад на флоте был утверждён День инженера-механика. С тех пор у специалистов БЧ-5, которые лучше других знают устройство корабля, появился свой профессиональный праздник. На механиков возложена повседневная и рутинная работа в машинном отделении корабля. Их труд далёк от офисной изысканности и кабинетного уюта. Им приходится трудиться в тяжёлых условиях среди промасленных механизмов и агрегатов, в душных помещениях без естественного освещения и потока свежего воздуха. Сфера ответственности механиков обширна. Они обеспечивают жизнедеятельность корабля, бесперебойную работу систем и механизмов, подачу всем потребителям электропитания, воды, греющего пара. Как говорят опытные моряки, корабль жив, пока жива его электромеханическая боевая часть и исправна техника. Как только он теряет ход, всё остальное сразу становится ненужным и малозначительным.

Не просто так на всех надвод­ных кораблях и подводных лодках электромеханическая боевая часть – самая большая по численности военнослужащих. В БЧ-5 трудятся специалисты, обязанные не только отлично знать материальную часть корабля, но и обладать удивительной для непосвящённых технической хваткой.

Как отмечают другие корабельные специалисты, инженеры-механики – настоящие умельцы, способные в море в полной автономности самостоятельно устранить возникшую неисправность. Им не привыкать к колоссальным нагрузкам, на их плечи они ложатся при каждом выходе в море, а особенно – в дальних походах.

– Двигатели – это сердце корабля, и специалисты БЧ-5 в ответе за его работу, – объясняет командир электромеханической боевой части большого десантного корабля «Георгий Победоносец» капитан-лейтенант Игорь Крылов.

Он седьмой год служит на Северном флоте, куда был распределён после окончания Военно-морского инженерного института. И хотя детство Игоря прошло далеко от морей и океанов, он с юношеских лет мечтал стать моряком.

– Я вырос в селе Воронежской области, – рассказал капитан-лейтенант Крылов. – Папа работал трактористом, мама трудилась кондитером. Родители рано приучили меня к труду, привили ответственность и самостоятельность. Особенно интересно мне было управляться с техникой: мог сам починить мопед, разобрать двигатель и отладить его работу, устранить любую неисправность в велосипеде.

С профессией военного моряка Игоря познакомил крёстный – капитан 3 ранга Андрей Чавлытко, который служил командиром боевой части связи на тяжёлом атомном ракетном подводном крейсере стратегического назначения «Дмитрий Донской». Каждый год, приезжая в отпуск в родное село, он много и красочно рассказывал о флотской специфике, дальних походах, красоте и суровости Крайнего Севера. Игорь слушал его в буквальном смысле с открытым ртом. И, окончив школу с отличием, отправился в Пушкин Ленинградской области поступать на электротехнический факультет Военно-морского инженерного института. Учился с интересом, легко осваивая технические предметы. Практику проходил на атомных подводных крейсерах: после второго курса – на «Петрозаводске», после третьего – на «Воронеже». На стажировку вновь попал на Северный флот, но уже на тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий». Именно тогда и решил, что будет стремиться получить распределение именно в Заполярье.

Труд флотских инженеров-механиков далёк от офисной изысканности и кабинетного уюта.

Дорогу на самый мощный и перспективный флот России ему открыл красный диплом. За инициативу и усердие, проявленные при изучении военно-морских наук, лейтенант Игорь Крылов решением главнокомандующего ВМФ был удостоен памятной награды «Константиновский знак», который ему вместе с другими выпускниками-медалистами вручили на плацу Константиновского дворца.

Первым местом службы молодого офицера стал большой десантный корабль «Александр Отраковский» Кольской флотилии разнородных сил Северного флота. На БДК он прибыл в августе 2012 года, а уже через месяц вместе с экипажем ушёл в море. Выход был срочный и связан с выполнением специальной задачи. Выпускнику военного вуза довелось прямо в море сдавать зачёты и вникать в практическую деятельность, что, несомненно, помогло молодому инженеру БЧ-5 в быстром освоении необходимых знаний и дальнейшем допуске к несению вахт и дежурств, чтобы выполнять обязанности наравне со всем экипажем.

– Большую помощь в становлении мне оказал флагманский специалист, заместитель командира бригады по электромеханической боевой части капитан 2 ранга Сергей Васильевич Иванов, – с благодарностью вспоминает Игорь Крылов.

– Он, человек с внутренним стержнем, требовательный и справедливый, с повышенным вниманием подходит к обучению молодых специалистов. На выходе в море после обхода энергетических отсеков он постоянно задерживался в машинных отделениях, где подробно обо всём рассказывал, показывал, учил. А это совсем не то, что зубрёжка учебников. Когда перед тобой профессионал, который каждый механизм не раз прощупал своими руками, то он не просто доходчиво объясняет принципы его работы, но и учит любить свою боевую часть.

Через два года Игоря назначили командиром электромеханической боевой части БДК «Георгий Победоносец». Постепенно в его подчинении сформировался коллектив специалистов с развитым техническим мышлением и золотыми руками. Вместе они прошли и арктические моря, и знойное Средиземноморье. Теперь в каждом из своих подчинённых капитан-лейтенант Крылов уверен на сто процентов.

– С 2015 года наша боевая часть укомплектована военнослужащими по контракту, и это большой плюс: все настоящие профессионалы своего дела, радует, что у каждого вижу искру в глазах, – говорит командир БЧ-5.

– Когда человек осознанно идёт на заключение контракта, он старательно осваивает специальность и мотивирован на качественное исполнение обязанностей. За шесть лет офицерской службы Игорь Крылов совершил семь дальних походов. В числе пунктов назначения были остров Котельный Новосибирских островов, порты Дудинка и Диксон, архипелаг Новая Земля. Самый продолжительный поход выпал на 2016–2017 годы, когда БДК «Георгий Победоносец» 11 месяцев выполнял задачи в Средиземном море.

– В 2018 году наш корабль на протяжении сорока суток участвовал в третьем и завершающем этапе комплексной экспедиции Северного флота по изучению Новой Земли, – рассказал капитан-лейтенант Крылов. – БДК «Георгий Победоносец» обеспечивал доставку военнослужащих морем в труднодоступные районы побережья архипелага. За время похода мы высаживали экспедиционный отряд в нескольких исторически значимых местах: в губе Крестовая, заливе Русская Гавань, на мысе Желания и в заливе Рогачёво.

Тот поход был знаменателен тем, что участники экспедиции первыми в современной истории прошли арктическими маршрутами первопроходцев по одному из самых уникальных архипелагов Северного Ледовитого океана.

Состоявшаяся экспедиция заслуживает отдельного внимания, так как каждая задача, стоящая перед военнослужащими, была уникальной. Исследовательская группа пересекла Северный остров Новой Земли по маршруту Губа Крестовая – залив Незнаемый, впервые повторив переход Владимира Русанова 110-летней давности, датированный 1908 годом.

В заливе Русская Гавань участники экспедиции исследовали маршруты выхода на ледниковый купол Северного острова, а затем установили мемориальный знак в память о заходе в Русскую Гавань отряда подводных лодок СФ под командованием Константина Душенова в 1936 году. Экспедиция Северного флота повторила морские маршруты первых исследователей Новой Земли. Мероприятие имело большое значение не только с научно-исследовательской, но и с практической точки зрения. В ходе экспедиции была проверена надёжность вездеходной техники, стоящей на вооружении подразделений арктической бригады и морской пехоты Северного флота.

Корабль жив, пока жива его электромеханическая боевая часть.

– Каждый дальний поход по-своему интересен, приносит новый опыт, заметно повышает мастерство корабельных специалистов. А тот был знаменательным вдвойне. Принимать участие в столь значимом событии исторического значения – большая честь. Память о том походе сохранится на всю жизнь, – убеждён Игорь Крылов.

Рассказывая же о специфике задач инженеров-механиков, командир БЧ-5 БДК «Георгий Победоносец» отмечает, что она кроется в многозадачности.

– Это больше всего и привлекает, – поясняет он. Процесс работы двигателя внутреннего сгорания только на первый взгляд прост и понятен. Сложность кроется в том, чтобы не просто настроить и отрегулировать все обслуживающие двигатель механизмы, а создать идеальные условия для его работы. А для этого важны момент подачи воздуха, давление впрыска топлива, температура и давление надувочного воздуха, температура охлаждающей воды и многое другое. Только тогда коэффициент полезного действия будет на должном уровне. И только тогда надёжный ход корабля будет обеспечен.

Каждый выход в море становится для механиков экзаменом на проверку технического состояния корабля. Среди всех корабельных специалистов первыми подготовку к походу начинают неутомимые труженики БЧ-5. Они заводят машины, проверяют работу систем и механизмов, добиваются нужных параметров.

Добросовестный труд механиков высоко оценивает флотское командование. Командир БЧ-5 капитан-лейтенант Игорь Крылов награждён несколькими медалями. Есть среди них и медаль «Участник военной операции в Сирии».

В этом году Игорю Крылову вместе с экипажем БДК «Георгий Победоносец» вновь предстоит выполнять задачи боевой подготовки в морских полигонах Северного флота, участвовать в различных учениях, осваивать арктические маршруты. Такая судьба и манила его с мальчишеских лет.

Источник: https://start-365.ru