Стратегии выхода из конфликта: сотрудничество, соперничество, предупреждение
Стратегии выхода из конфликта: сотрудничество, соперничество, предупреждение
В конфликтных ситуациях наблюдается несколько основных линий поведения. Психологами были выведены стратегии выхода из конфликта, которые представляют собой определенную модель поведения человека на завершающем этапе разногласий.
Стратегии разрешения конфликта в психологии
Любая стратегия поведения в конфликте основывается на таких факторах как:
- особенности личности;
- степень нанесенного ущерба;
- статус оппонента и наличие у него нужных ресурсов;
- результат, к которому может привести конфликт;
- значимость решаемого вопроса;
- длительность конфликтной ситуации и т.д.
Основными стратегиями поведения в конфликте являются:
- соперничество (конкуренция);
- компромисс;
- сотрудничество;
- избегание;
- приспособление.
Эти линии поведения были выведены психологом Томасом Киллменом. Дадим краткую характеристику каждой из них.
Соперничество – это навязывание оппоненту своей точки зрения на проблему. Компромисс, напротив, заключается в желании пойти на уступки и отказаться от части требований, которые выдвигались ранее.
А вот для стратегии поведения сотрудничества в конфликте свойственно конструктивное обсуждение вопроса. При этом оппонент рассматривается не как противник, а как союзник.
При избегании человек уходит от конфликта при минимуме затрат, но при этом остается при своем мнении. В результате оппонент также прекращает попытки доказать свою точку зрения. В свою очередь, стратегия поведения в конфликте приспособление характеризуется как полная сдача своих позиций.
Обычно при наступлении конфликтной ситуации применяется несколько вариантов построения диалога.
Наиболее верной комбинацией стратегий поведения в конфликте является уступка, уход, сотрудничество. Именно таким образом можно быстро и эффективно достичь результата.
Однако довольно часто стороны начинают соперничать друг с другом, что мешает в построении конструктивного диалога. Рассмотрим подробнее, в чем разница между соперничеством и сотрудничеством, а также расскажем о возможности предупреждения конфликта.
Стратегия соперничества в конфликте
Эта стратегия поведения применяется в большинстве спорных ситуаций. Тем не менее, оправдана она бывает только в следующих случаях:
- предлагаемое решение действительно конструктивно;
- ожидаемый результат принесет выгоду всем заинтересованным лицам;
- исход конфликта крайне важен для того, кто использует стратегию соперничества;
- нет времени на уговоры оппонента;
- возникновение чрезвычайной ситуации.
Эксперты склоняются ко мнению, что соперничество – не лучший выбор для решения конфликтных ситуаций. В этом случае оппонент лишается права на реализацию своего видения обстоятельств.
Однако на практике порой выбора не остается. К примеру, откровенной агрессии следует давать жесткий отпор. Иными словами, соперничество оправдано в экстремальных и принципиально значимых ситуациях, когда нет времени на разговоры, а риск возникновения негативных последствий крайне велик.
Стратегия сотрудничество
Наиболее популярная стратегия разрешения конфликта, принятая коллективом организации – это сотрудничество.
Оно эффективно, когда:
- оппоненты взаимодействуют друг с другом;
- решение одинаково важно для обеих сторон;
- отсутствует предубеждение.
Можно сказать, что стратегия сотрудничества при разрешении конфликта – это конструктивные переговоры, где каждый может обосновать свои доводы и принять во внимание другую точку зрения. Оппоненты в таком случае являются союзниками, партнерами. Это мудрый подход к решению возникающих проблем.
Но даже наилучшая форма преодоления конфликта через стратегию сотрудничества не понадобится, если уметь предупреждать такие ситуации. Расскажем, что это значит.
Стратегия предупреждения конфликта
Предупреждать возникновение конфронтации – одна из задач эффективного менеджмента. Стратегия предупреждения конфликта руководителем предполагает создание такой атмосферы в коллективе, где возникновение разногласий сводится к минимуму.
Для достижения этой цели применяются следующие методы:
- проведение разъяснительных мероприятий;
- организация корпоративных событий для повышения командного духа;
- улучшение условий труда;
- создание и внедрение информационных систем;
- прозрачная структура управления фирмой;
- применение обоснованной схемы премирования с вознаграждениями за достигнутые результаты;
- строгое соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
- формирование традиций и корпоративных этических норм.
При грамотном подходе к управлению коллективом организации стихийное возникновение конфликта практически исключается.
Источник: https://z-motiv.ru