Профессия гейм-дизайнер: особенности, обучение, зарплата, работа и карьера

10 июля 2023, 3:33

Гейм-дизайнер (game designer, геймдиз) — это создатель игр в широком смысле этого слова. Его можно назвать продюсером игр, ответственным за игровой дизайн проекта. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Чтобы быть создателем игр, необходимо любить игры и понимать их; необходимо находить удовольствие в анализе игры, разбиении игры на мельчайшие части и понимании того, как эти части образуют целое.

В общем смысле гейм-диз — любой специалист, который работает над логикой, механикой и эстетикой игры.

Как правило, на начальных этапах карьеры гейм-дизы проектируют отдельные элементы игры: рисуют персонажей и локации, придумывают уровни и игровой баланс Опытные гейм-дизайнеры становятся менеджерами проекта и возглавляют его на протяжении всего цикла разработки. Их работа состоит в том, чтобы объединить множество разношерстных специалистов в команду и донести до них свое видение готовой игры.

Любой проект начинается с идеи. А в игровом бизнесе гениальная идея и фантазия гейм-дизайнера являются определяющим фактором. Гейм-дизайнер не просто генерирует какие-то идеи и разные фичи, но и досконально продумывает способы их реализации, учитывая интересы целевой аудитории. Идею игры гейм-дизайнер формирует в концепцию, составляя первичный концепт-документ, в котором четко излагает краткое описание игрового процесса и особенности игры. На основании концепт-документа создается дизайн-документ («диздок» на жаргоне разработчиков игр). На этом же этапе решается вопрос финансирования проекта. Затем гейм-дизайнер собирает команду специалистов, которые на основе «диздока» создадут игру. В процессе разработки игры гейм-дизайнер контролирует работу команды, чтобы технические спецификации соответствовали основной идее игры. Дизайн-документ в процессе работы корректируется в зависимости от предложений разработчиков. В тестировании игры гейм-дизайнер также принимает активное участие.

Таким образом, гейм-дизайнер решает следующие задачи:

  • разработка идейной основы игры;
  • составление концепции проекта;
  • составление и редактирование дизайн-документа («диздока»);
  • при необходимости корректировка идейной основы игры;
  • контроль над процессом разработки в части игрового дизайна;
  • участие в составлении технической спецификации игры.

Как создается компьютерная игра

В общих чертах разработка компьютерной игры состоит из трех этапов: предпродакшна, производства, релиза и поддержки. На первом этапе гейм-дизайнер создает концепт игры и получает от издателя финансирование на реализацию. Работа строится вокруг ключевого документа разработки — дизайн-документа. За него отвечает гейм-дизайнер, и от него зависит, какой в итоге получится игра. На втором этапе к работе подключаются художники и аниматоры, программисты, дизайнеры уровней и сценаристы. Каждый занимается своим куском работы, но общее видение процесса задает гейм-дизайнер. Когда появляется играбельная версия, в работу включаются тестировщики: их задача — найти ошибки в игре до релиза. После выхода игры студия поддерживает продукт, выпуская обновления и патчи, и работает над дополнениями, которые расширяют геймплей игры. В хорошем вузе студенты проходят все этапы разработки игры и получают несколько готовых проектов в портфолио.

Особенности профессии

В современном мире разработка компьютерных игр – это четко отлаженный поэтапный процесс. В игровом бизнесе существует два типа компаний: разработчик (developer) и издатель (publisher). Часто бывает так, что разработчик и издатель совпадают. Это идет на пользу процессу разработки игры: разработчику не надо будет убеждать издателя в целесообразности капиталовложений.

Этапы создания типичной компьютерной игры:

  1. Первый этап разработки игр называется Pre-production или подготовка к производству. Он включает в себя составление концепт-документа, подбор средств для реализации проекта, составление плана работ, работу с художниками для определения графического стиля игры, решение финансовых вопросов.
  2. На втором этапе — Pre-alpha—составляется и утверждается подробный дизайн-документ, в котором детально расписана вся игра. Это основной документ, которым руководствуются в работе все специалисты. План работ согласовывается с компанией-издателем. Как правило, все современные игры разрабатываются для конкретного издателя, который вкладывает в разработку свои средства. На этом этапе в работу включается сценарист.
  3. Третий этап – альфа-версия – ключевой этап в создании игры, в процессе которого разработчики занимаются реализацией плана, заполняют игру содержанием. Гейм-дизайнер ведет постоянную работу с дизайнерами уровней и художниками/моделлерами, контролируя соответствие концепции и обеспечивая целостность и единый художественный стиль игры. При этом необходимо уделять внимание и деталям, которые делают игровой мир живым. На этом этапе периодически анализируются текущие результаты разработки: работающая демо-версия игры, первый уровень. Эти промежуточные результаты используются в рекламе новых игровых проектов: демо-версии публикуют на игровых сайтах.
  4. На четвертом этапе, который называют бета-версия, игра должна быть практически готова и полностью функционировать. Гейм-дизайнер принимает активное участие в тестировании, работает с дизайнером миссий. По результатам тестов на этом этапе в игру вносятся необходимые изменения.
  5. И, наконец, финальный аккорд – релиз (англ. release), то есть выпуск. После создания, тестирования и отладки игры наступает долгожданное время ее выпуска. Интерес к этому событию усиленно подогревается издателем игры посредством рекламы. На этом этапе гейм-дизайнер активной работы не ведет.
  6. Последний и неизбежный этап – поддержка. Компьютерные игры, даже после тестирования и многократной отладки, часто выходят с ошибками. Разработчики оставляют возможность исправлять ошибки на выпущенных играх, устанавливая патчи (от английского слова «patch» – заплатка).

Специфика работы специалистов по созданию игр:

Чтобы создать качественную современную компьютерную игру требуется не один год упорной работы. Поэтому над созданием игр работает одновременно несколько производственных команд, каждая из которых выполняет работу в своей собственной сфере. В создании компьютерной игры, кроме программиста участвуют и представители других профессий. Программист является центральным звеном всей разработки.

Программист занимается написанием программного кода игры, с помощью которого реализуется игровая физика и искусственный интеллект игры. Программист должен иметь богатый опыт работы в области информатики и разработки.

Аниматор — это самая творческая профессия. В некоторых играх, таких как Myst, аниматор играет даже более важную роль, чем программист. Аниматор — это человек с хорошим воображением, современным мышлением и множеством идей. Во все времена одним из критериев оценки игры была ее графическая составляющая. Аниматоры сегодня имеют в своем арсенале самое современное аппаратное и программное обеспечение (в частности, технологию Motion Capture), которое дает возможность записывать реальные движения человека и переносить их потом на игровых персонажей.

Композиторы, музыканты, актеры, звукорежиссеры работают над звуковым оформлением игры, пишут и исполняют музыку, читают тексты персонажей. Без достойной музыки и качественного озвучивания, как и без хорошей графики, современная игра не будет успешной. Музыкальное и звуковое сопровождение, конечно, не являются главным, но попробуйте поиграть в Need For Speed: Underground 2 без звуков и музыки – большая часть очарования этой игры исчезнет.

Сценарист. Сценарий игры обязательно присутствует в ролевых и приключенческих играх, а также в играх смешанных жанров. Но даже в FPS-играх требуются качественные и интересные тексты. Этим занимаются сценаристы и режиссеры.

Дизайнер игры занимается программированием игрового дизайна, уделяя особое внимание сюжетным линиям, структуре игры и правилам.

Дизайнеры уровней. После того, как программисты, аниматоры, художники, музыканты выполнят основную работу по созданию персонажей игры, игровых интерьеров, звуков, в работу включаются дизайнеры уровней. Если даже игра представляет собой один большой уровень без явного разбиения на части, дизайнерам приходится немало поработать над созданием игровой вселенной.

Тестер – испытатель игры занимается поиском различных ошибок и несоответствий в игре, анализируя детали игры. Любая игра перед выходом в свет должна быть протестирована.

Плюсы и минусы профессии

Профессия гейм-дизайнера чрезвычайно интересная и сложная, требующая полной самоотдачи. Авралы и ненормированный рабочий день – обычные будни. К плюсам можно отнести востребованность и высокую оплату труда.

Место работы

Компании, занимающиеся производством компьютерных игр.

Работать геймдизайнером (game design) можно в игровых компаниях России и СНГ (Mail.ru Group, Wargaming, Gaijin Entertainment, 101xp, Crytek, Nival, Destiny Development, RJ Games, Nikita Online, 2RealLife, Syncopate и многие другие).

А со знанием языков для соискателя открыт весь мир: (Blizzard Entertainment, Electronic Arts, Rockstar Games, Valve, Ubisoft и прочие гиганты игровой индустрии).

Важные качества

  • Любовь к играм;
  • Широкий кругозор;
  • Богатая фантазия;
  • Хорошее воображение;
  • Художественный вкус;
  • Объективность и гибкость мышления;
  • Навыки организатора, аналитика, психолога, игрока, технического писателя;
  • Усидчивость;
  • Умение работать в команде;
  • Умение понятно излагать свои мысли людям разного мышления (художникам и программистам).

Обучение на гейм-дизайнера: что нужно знать?

Гейм-дизайнеры — это одни из создателей компьютерных игр. Таких специалистов можно назвать продюсерами, ответственными за игровой дизайн проекта. Данное направление находится на стадии развития, однако уже достаточно востребовано, поэтому у многих выпускников, желающих связать свою жизнь с этой специальностью, возникает вопрос: где учиться на гейм дизайнера?

До недавнего времени в России не существовало образовательных программ для подготовки специалистов в сфере разработки игр. Пройти обучение можно на курсах.

Курсы

  • Образовательный IT-портал GeekBrains. Занятия ведут практикующие Гейм-дизайнеры с профильным образованием и стажем работы по специальности от 5 лет. 72 урока и 2,5 месяца стажировки. Примете участие в создании игры совместно с разработчиками на Unity или Blueprint.10 лет на рынке образования, 4 миллиона пользователей. Все курсы можно купить с беспроцентной рассрочкой на год. Также можно получить IT-специальность в Geek University, а оплатить учебу через год после ее начала.
  • Компьютерная Академия ШАГ (Очно, Москва). Обучает компьютерной графике и дизайну, предоставляются стажировки. Международное учебное заведение, специализирующееся на компьютерном образовании. Работает с 1999 года. 42 филиала в 16 странах мира. Крупнейший авторизованный учебный центр Microsoft, Cisco, Autodesk. Студенты получают международные сертификаты и международный диплом. Главная цель – трудоустройство каждого выпускника.
  • SkillBox. Геймдизайнер — это режиссёр игры. Задача геймдизайнера — собрать из сюжета, игровых механик и графики захватывающий мир и придумать правила, по которым он будет жить. На курсе вы освоите теорию, основные принципы геймдизайна и научитесь работать с популярными движками Unity и Unreal Engine 4. Узнаете, как монетизировать игры и удерживать интерес игроков. Сможете начать карьеру в игровой индустрии и больше зарабатывать.

ВУЗы

  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова – Дизайн (Факультет дизайна МГХПА им. С. Г. Строганова);
  • Вятский государственный университет – Информационные системы и технологии (Институт математики и информационных систем ВятГУ);
  • Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) – Дизайн (Институт дизайна РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство));
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет – Информационные системы в образовании (Институт вычислительной математики и информационных технологий КФУ);
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) – Информационные системы и технологии (Факультет «Информатика и системы управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана).

Где пройти обучения на гейм-дизайнера за границей: бакалавриат по гейм-дизайну в США

Согласно рейтингу сайта Gamedesinging.org 2019 года, 24 из 25 лучших университетов мира для обучения гейм-дизайну находятся в США. Один из них — The University of Utah. По оценке The Princeton Review в 2019 году, программа Entertainment Arts & Engineering (EAE) занимает 4 место в стране как одна из самых сильных программ обучения гейм-дизайну. 

В новом учебном пространстве программы EAE есть все для продуктивной учебы: компьютерные лаборатории, киберспортивные учебные и соревновательные центры, комнаты виртуальной реальности, оборудование Motion Capture.

EAE — программа на стыке информатики и визуальных искусств. Выпускник этой программы сможет работать в игровой индустрии или в смежных областях, связанных с симуляциями, визуализациями и игровым обучением.

Студенты рассказывают, почему выбрали программу EAE в The University of Utah и оценивают перспективы отрасли.

Очень много практики

Учебный процесс напоминает работу настоящей студии разработки игр. Здесь обучают через практику: студенты питчат проекты перед преподавателями, защищают свои идеи, учатся распределять роли в команде и выходить из кризисных ситуаций. Такой подход позволяет развить навыки общения, решения проблем, креативного мышления.

Благодаря тесным связям вуза и мирового сообщества разработчиков игр у студентов университета есть возможность работать над проектами реальных компаний. Вуз регулярно организует экскурсии в известные студии и приглашает лекторов-лидеров отрасли. Будущие гейм-дизайнеры постоянно находятся в профессиональной среде: это огромные возможности для нетворкинга и расширения сети контактов.

За время учебы студенты успевают выпустить собственные игрушки: на сайте программы EAE более 100 студенческих проектов.

Стажировки в лучших студиях страны

The University of Utah — партнер таких компаний как EA, Nintendo, Amazon Games, Disney Interactive, DreamWorks и других. Эти компании охотно приглашают на стажировки студентов вуза, и к моменту окончания учебы выпускник уже может иметь несколько предложений о работе. По студенческой визе иностранные студенты могут остаться в США на 3 года для поиска работы по специальности.

Американские вузы нацелены на то, чтобы выпускники находили хорошую работу: от этого зависит рейтинг университета. Поэтому в The University of Utah сильный карьерный центр, который помогает студентам выбрать место для стажировки, оформить резюме, а позже — подготовиться к собеседованиям в американских компаниях.

Как поступить в бакалавриат по гейм-дизайну

IQ Consultancy — официальный представитель The University of Utah в России. С нами не нужно сдавать экзамен SAT, а в некоторых случаях — даже TOEFL. Услуги по зачислению с нами бесплатны: вы оплачиваете только стоимость обучения в вузе.

Зарплата гейм-дизайнера

По данным портала Сareerexplorer, средняя зарплата гейм-дизайнера в США составляет 90 270 $ в год (около 7500 $ в месяц). Начинающие специалисты зарабатывают от 47 350 $ в год.

В России средняя зарплата гейм-дизайнера составляет 1200 $ в месяц (по данным IngameJob.ru).

Ниже приведены данные портала hh.ru. Это не обозначение минимальной и максимальной зарплаты, это диапазон зарплат, предлагаемых работодателями на старте.

  • Россия: 30 000—160 000 ₽
  • Москва: 45 000—150 000 ₽

Карьера гейм-дизайнера

Выпускник вуза начинает карьеру с должности младшего дизайнера. Сначала придется заниматься всем понемногу: создавать прототипы персонажей и локаций, продумывать геймплей, писать нарратив, продумывать монетизацию и рисовать пользовательский интерфейс. Гейм-дизайн — это профессия на стыке программирования и дизайна, поэтому в работе одновременно много творчества и математических расчетов. Через несколько лет работы опытный гейм-диз может получить отдельный проект, где он будет руководить командой разработчиков и управлять процессом на всех уровнях. С ростом компетенций опытный гейм-дизайнер сможет предлагать свои идеи руководству, получать финансирование на разработку и создавать свои собственные игры.

Гейм-дизайнеры могут начать свою карьеру в любительских проектах или с позиции тестера. При приеме на работу кандидату на должность гейм-дизайнера дают тестовое задание, уникальное для каждой студии. Как правило, это часть работы, которую предстоит выполнять в дальнейшем. Для выполнения задания дается несколько дней. После успешного выполнения задания кандидат либо проходит собеседование, либо выполняет дополнительное тестовое задание.

Гейм-дизайнеру желательно иметь высшее образование — техническое в области программирования. Высоким спросом на рынке труда пользуются гейм-дизайнеры с дополнительными полезными навыками — рисование, знание языков программирования и скриптовых языков, 3д-моделлирование.

Удачи и успехов!

Источник: https://start-365.ru