Какие задачи выполняет военно-морской инженер механик?
День инженер-механика на флоте отмечают 10 января. Этот праздник был утвержден главнокомандующим Военно-морским Флотом России в 1996 г. Нет на корабле человека, лучше него знающего корабль, его корпус, механизмы, двигатель или силовую установку, основные и вспомогательные корабельные системы, все, что называется «устройство корабля». Этот человек — командир электромеханической боевой части, «дед», «стармех». На гражданских судах малого и среднего водоизмещения иностранных флотов к категории «офицеры» относят только двух членов команды — капитана и старшего механика. На военном корабле должность командира БЧ-5 почетна, уважаема и обязывает ко многому.
От механиков зависит, даст ли корабль ход и в каких пределах; погрузится ли на заданную глубину подводная лодка и как долго сможет эту глубину выдерживать; в сколь комфортных условиях будет находиться экипаж; достаточно ли пресной воды, электроэнергии. Командир электромеханической боевой части несет прямую ответственность за эксплуатационную безопасность корабля, а в случае повреждения корабля он со старпомом возглавляет борьбу за живучесть корабля. От его знаний, опыта, решительности зависит судьба корабля и жизнь экипажа.
Командир БЧ-5 возглавляет одно из самых многочисленных корабельных подразделений, куда входят три дивизиона: движения, живучести и электротехнический, их группы, команды, отделения. Во всех вопросах, касающихся борьбы за живучесть корабля, эксплуатации корабельных систем, командир БЧ-5 — начальник для всего личного состава корабля. Кажется, что одному человеку невозможно освоить все корабельные инструкции, описания, чертежи, схемы, правила эксплуатации и многое другое, а «деду» это удается. Любой «отказавший» механизм, стоит к нему прикоснуться «деду», оживает, прилаживается к работе и работает, по крайней мере, до прихода в базу. Но и в базе командиру БЧ-5 нет покоя — корабельные механизмы продолжают функционировать по другим корабельным расписаниям. Надо привести в безопасное состояние главную энергетическую установку, запустить в работу и проверить вспомогательные механизмы.
На подводных лодках существовала традиция: командир электромеханической боевой части носил на кителе командирскую «лодочку» — нагрудный знак, свидетельствующий о допуске к самостоятельному управлению подводной лодкой. Этим подчеркивалось особое уважение к должности и обязанностям «деда».
На сегодняшний день боевая часть любого корабля состоит из следующих пунктов:
БЧ-1 – штурманская;
БЧ-2 – ракетная, ракетно-артиллерийская или артиллерийская (в зависимости от состава вооружения корабля);
БЧ-3 – минно-торпедная;
БЧ-4 – связи;
БЧ-5 – электромеханическая;
БЧ-6 – авиационная;
БЧ-7 – радиотехническая (управления).
Именно электромеханическая боевая часть (БЧ-5) относится к инженерам-механикам. Их количество зависит от габаритов корабля и сложности установленного на нем оборудования. Но на любом судне, даже на небольшом патрульном катере, обязательно присутствует механик. В случае возникновения поломки он готов оперативно заняться ремонтом, чтобы вся команда могла благополучно добраться до берега.
Инженер-механик флота выполняет следующий перечень задач:
- Обеспечивает организацию правильной технической эксплуатации вверенных ему видов морских судов с соблюдением правил техники безопасности и нормативных инструкций, принятых военными ведомствами по ВМФ.
- Минимизирует затраты на обслуживание и ремонт кораблей.
- Разрабатывает графики проведения плановых технических операций, а также просчитывает сметы на ремонтные работы.
- Во время проведения операций ведет учет всех затрат.
- Следит за комплектацией судов запчастями и инструментами перед выходом в море.
- Следит за соблюдением членами экипажа должностных инструкций по эксплуатации судна, а также за правильностью ведения технической документации.
- Проводит практические занятия по быстрому и слаженному реагированию команды на возникновения аварийных ситуаций на борту корабля.
- Проверяет достоверность данных на контрольных приборах.
- Разрабатывает рекомендации по улучшению технической базы флота.
- Способствует внедрению на кораблях инновационных технологий, а также отвечает за обучение всей команды обращению с новыми агрегатами.
- Отвечает за составление и своевременную передачу на заводы-изготовители рекламаций, в которых будут отражены все основные показатели эксплуатации.
- Проводит мероприятия по повышению трудовой дисциплины среди команды.
- Выполняет все требования, которые касаются его должности.
- Соблюдает необходимые меры по охране окружающей среды.
- Находится на рабочем месте не менее 75% времени во время нахождения судна в открытом море, никогда не оставляет дежурство без уважительных причин.
Источник: https://start-365.ru