Как правильно выбрать профессию по душе: советы для выпускников 9 и 11 классов
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выбрать будущую специальность и не ошибиться при этом достаточно сложно. У вчерашних школьников почти нет жизненного опыта, а советы взрослых — родителей и педагогов — часто воспринимаются враждебно. Лучше понять, как выбрать профессию, можно спустя 1-2 года после окончания школы, и в некоторых западных странах выпускники берут паузу перед поступлением в вуз.
В России так делать не принято, и из-за этого, видимо, так много молодых специалистов работают не по профилю, указанному в дипломе. Но существуют надежные методики и приемы, помогающие в профориентации, вот только обращаться к психологам-консультантам стоит заранее, а не в момент сдачи вступительных экзаменов.
Выбор призвания: трезво оцениваем обстановку
Для того, чтобы профессия приносила стабильный доход, была по душе и по силам, следует учесть несколько факторов.
#1. Состояние рынка труда. Если раньше выпускнику школы можно было выбрать занятие на всю жизнь, то сейчас об этом приходится только мечтать. Постоянно появляются новые специальности, а старые профессии, на первый взгляд престижные и денежные, исчезают. Поэтому и выбор стоит делать в пользу перспективных направлений (информационные технологии, высокотехнологичные медицинские специальности), которые будут актуальны в ближайшие десятилетия.
#2. Выбор профессии зачастую географически обусловлен. Если переезд невозможен или нежелателен, стоит обратить внимание на специальности, востребованные в регионе проживания абитуриента.
#3. Способности и склонности выпускника. К сожалению, эти характеристики не всегда совпадают: скромные и застенчивые девушки мечтают о карьере певицы или телеведущей, а парни с задатками ученых-аналитиков грезят о карьере в силовых структурах. Подростку сложно адекватно оценить самого себя, поэтому так много попыток овладеть совершенно неподходящими профессиями. Очевидно только одно: выбирать специальность, которая вызывает категорическое отторжение, нельзя. Даже если это советуют мудрые друзья и родственники.
#4. Предполагаемый уровень заработной платы. Материальные обстоятельства, как ни досадно, также необходимо учитывать. Если деньги важнее самореализации, стоит выбирать специальность с высоким уровнем дохода. Надеяться, что педагогика, социальная или культурная бюджетная сфера принесет большое финансовое состояние, не слишком дальновидно.
#5. Порог входа в профессию. Существуют специальности, в которых диплом не гарантирует успешного трудоустройства: важнее и нужнее связи (родственные и профессиональные), личные качества, прежде всего, коммуникабельность и харизматичность. Сюда относятся большинство творческих профессий (писатель, режиссер, продюсер), финансовая и банковская аналитика высокого уровня, public relations, государственное управление. Одновременно все эти направления престижны, высокодоходны и перспективны, поэтому многие выпускники мечтают получить вожделенное образование (пусть даже и за деньги) и стать одним из богатых и знаменитых. Но и диплом с отличием не поможет устроиться на теплое местечко, поэтому стоит трезво оценивать свои материальные и нематериальные ресурсы, прежде чем выбирать, к примеру, престижную творческую профессию.
#6. Достоинства и недостатки будущей специальности. Привлекательные стороны профессии видны сразу: артист окружен любовью поклонников, представитель силовых структур легко устанавливает справедливость и расправляется с врагами, руководитель распоряжается материальными и людскими ресурсами. На профессиональные ограничения и трудности абитуриенты не обращают внимания, отсюда — разочарование после начала обучения или производственной практики.
Чтобы этого не случилось, стоит задуматься о выборе подходящей профессии уже после 9 класса. За 2-3 года вполне реально изучить и сравнить разные специальности и подготовиться по предметам ЕГЭ, необходимым для поступления.
#7. «Остаточный» принцип. Не стоит выбирать вуз только потому, что туда легко поступить. Как правило, это не слишком востребованные и перспективные направления деятельности, которые быстро наскучат. Да и устроиться на работу с дипломом откровенно слабого учебного заведения непросто.
Советы психологов по выбору специальности
Кроме чисто житейских обстоятельств следует учесть и психологические особенности личности выпускника, которые влияют на выбор будущей специальности.
#1. Темперамент
Выделяют четыре основных типа темперамента, которые влияют на стиль общения, работоспособность, склонность к разным видам деятельности.
- Холерический. Характеризуется повышенной возбудимостью, энергичностью, быстротой реакций. Холерик не сможет долго заниматься монотонной работой, требующей внимания к деталям. Ему подойдут творческие занятия, деятельность в экстремальных условиях, профессии, связанные с интенсивным межличностным общением.
- Сангвинический. Основные черты характера сангвиника — уравновешенность, оптимизм, доброжелательность, высокая работоспособность. Из сангвиников получаются прекрасные руководители и организаторы, педагоги, журналисты, администраторы.
- Флегматический. Флегматику присуща основательность, медлительность, хорошая работоспособность и высокая стрессоустойчивость. Профессии, связанные с постоянным общением и выступлениями на публику, ему не подойдут, но в специальностях, требующих сосредоточенности и внимания, он добьется успеха. Флегматикам стоит выбирать медицину, инженерное, экономическое или IT-направление.
- Меланхолический. Меланхолик быстро утомляется и долго восстанавливается, трудно налаживает контакты с новыми людьми, подвержен перепадам настроения и легко обижается по мелочам. Деятельность, связанная с активным общением, руководством, необходимостью принимать решения, вряд ли будет по силам меланхоликам. Но в спокойной (кабинетной) обстановке такие люди проявляют себя отлично: им по плечу монотонная работа, требующая внимания и проработки деталей. Меланхоликам подойдут программирование и системное администрирование, научная деятельность, обработка и анализ информации, копирайтинг и писательство.
Не стоит выбирать карьеру «вопреки» темпераменту. Изменить органические реакции и тип высшей нервной деятельности невозможно, поэтому неподходящая специальность приведет к быстрому эмоциональному выгоранию и разочарованию в профессии.
#2. Коммуникативный тип личности
В зависимости от потребности в общении выделяют экстравертов и интровертов.
- Экстраверты нуждаются в постоянной и разнообразной коммуникации, у них много знакомых, друзей и приятелей. Находиться в одиночестве они не слишком любят. Такие люди не смогут часами работать перед монитором компьютера или проводить серии однотипных опытов в лаборатории. Экстраверту подойдет деятельность, связанная с публичными выступлениями, рекламой, прямыми продажами.
- Интроверты, напротив, быстро устают от общения и не нуждаются в постоянной смене лиц вокруг себя. Им по душе исследовательская и научная работа, деятельность, связанная с уходом за растениями и животными. Торговля, сфера обслуживания и педагогика (за исключением репетиторства) интровертам категорически не подходят.
Коммуникативные навыки можно и нужно развивать, но радикально поменять тип личности не получится. Лучше подбирать специальность с учетом психологических особенностей.
#3. Тип мышления
Условные «технари» и «гуманитарии» по-разному воспринимают и познают мир. Человеку с гуманитарным складом мышления легче оперировать образами, впечатлениями, конкретно-чувственной информацией. «Технарю» для анализа и исследования необходимы цифры, факты, табличные данные. Гуманитарий не сможет реализовать себя в математике, инженерии, системной аналитике, а из «технаря» вряд ли получится талантливый писатель или художник — каждому свое.
Выбор профессии: распространенные ошибки
Выбрать специальность, востребованную на рынке труда, и при этом учесть собственные склонности и способности — непростая задача не только для вчерашнего выпускника, но и для взрослого опытного человека. Самые распространенные ошибки при выборе профессии связаны с влиянием социума, неверием в собственные силы и недостаточным знанием жизни.
- Выбор специальности «за компанию». Так обычно поступают выпускники, которые несерьезно относятся к своему будущему. Вопрос: «Куда пойти учиться?» не беспокоит их до конца школы, а в последний момент они присоединяются к компании приятелей или выбирают вуз по территориальному признаку (поближе к дому). Разумеется, ничем хорошим такие истории не заканчиваются.
- Давление родителей. Выбор будущей карьеры по родительской указке — плохой вариант для современного молодого человека. Учитывать советы и рекомендации взрослых стоит, но все же лучше воплощать в жизнь свои собственные мечты, а не планы родителей.
- Недостаточные знания о будущей профессии. Многие абитуриенты мало осведомлены о необходимых навыках и профессиональных требованиях, и из-за этого выбирают направления, которые им изначально не подходят.
- Подражание кумирам. Подросток легко переносит симпатию с человека (будь то учитель в школе или знаменитость из мира шоу-бизнеса) на профессию, которой он занимается. В этом случае не учитываются собственные склонности и жизненные обстоятельства.
- Желание материальной независимости. Для того, чтобы иметь гарантированный доход, многие готовы отказаться от любимого дела и профессионального призвания. Как правило, такие истории заканчиваются плачевно: ощущением разочарования и эмоциональной опустошенности.
Тесты и методики, которые помогут сделать правильный выбор
Чтобы избежать ошибок в профориентации и понять, какую профессию выбрать, разработаны специальные методики, опросники и тесты. Психологическая диагностика поможет правильно определиться не только со сферой деятельности, но и с конкретной специальностью, которая подойдет выпускнику.
Большинство исследований легко пройти онлайн, но расшифровку результатов лучше доверить профессиональному психологу.
Карта интересов (авторы — А. Е. Голомшток, О. Г. Филимонова)
Подробный опросник с пятью вариантами ответов (очень нравится, нравится, сомневаюсь, не нравится, очень не нравится). Тест включает в себя 174 вопроса и позволяет определить сферы деятельности, наиболее подходящую выпускнику. Методика помогает сориентироваться в разных профессиях — от экономики и журналистики до электротехники и деревообработки. В современные варианты анкеты включены и вновь появившиеся специальности. Склонность к той или иной деятельности оценивается по тонко дифференцированной шкале (ярко выраженный интерес, выраженный интерес, слабый интерес, отрицание и высшая степень отрицания интереса).
На прохождение теста и его расшифровку потребуется не менее 1,5-2 часов: вопросы требуют времени для размышлений и максимальной честности.
Опросник для определения профессиональной готовности (Л. Н. Кабардова)
Пройдя тест, можно понять, к какому типу деятельности склонен человек (конкретных профессиональных рекомендаций автор не дает).
Все профессии подразделяются на несколько групп по направленности на тот или иной объект:
- человек — художественный образ;
- человек — природа;
- человек — человек;
- человек — знаковая система;
- человек — техника.
После ответов на 50 вопросов становится ясно, в какой профессиональной сфере наиболее удачно раскроется человек.
Методика может помочь в профориентации не только подросткам, но и взрослым.
Ориентация (И. Л. Соломин)
Также, как и предыдущая анкета, помогает определиться с одним из пяти типов профессий (человек — техника, знаковая система, человек, природа, художественный образ). Одновременно с этим проводится диагностика по параметру «исполнитель-творец» и определяется, способен ли человек повторять имеющиеся образцы или ему по силам создавать что-то новое.
Матрица профессии (Г. В. Резапкин)
Наиболее простая и понятная методика диагностики профессиональных склонностей и интересов. Состоит из двух вопросов и десяти вариантов ответов на каждый из них. Для интерпретации ответов предложена таблица с конкретными профессиями, от менеджера и радиолога до модельера и сторожа.
Профассоциации
Психолог зачитывает слова (например, правила, бумага, посетитель), а испытуемый должен быстро называть профессию, которая ассоциируется для него с этим словом. Ответы записываются на диктофон или в блокнот, а затем обрабатываются, исходя из частоты упоминания профессии и характера ассоциации. Интересный, хотя и спорный способ определения профессиональных предпочтений.
Профессиональные намерения
Развернутый тест, с помощью которого анализируются:
- склонности и профессиональные намерения;
- знания о выбранной профессии;
- жизненные планы;
- оценка собственной профпригодности.
Это — предварительное исследование для более точной работы с выпускниками после 11 класса. Конкретные профессиональные рекомендации психологи дают после беседы с испытуемым.
Тест проводится как индивидуально, так и в групповой форме.
Нумерология и профориентация
Подходящую профессию можно подобрать и с помощью нумерологии. Для этого анализируются числовые значения имени и фамилии человека. Существуют специальные онлайн-сервисы для определения профессии по дате рождения: в форму на сайте вносят числовые данные (день, месяц, год рождения) и получают конкретные профессиональные рекомендации. Серьезным и научным этот способ не назовешь, но и он имеет право на существование.
Заключение
Для того, чтобы не ошибиться при выборе призвания, стоит за 2-3 года до окончания школы серьезно заняться профориентацией. Это тем более важно, если серьезных профессиональных предпочтений нет. Помочь в выборе профессии могут специальные тесты и методики, от сугубо научных (по типу личности и мышления) до альтернативных (на основе нумерологии). Если же психологические рекомендации кажутся сомнительными, стоит прислушаться к мнению родителей и педагогов.
Источник: https://dohodinet.ru