Стратегия управления финансами: понятие, виды, инструменты, методы, этапы
Стратегия управления финансами – это что такое? Объясняем простыми словами
В целом, финансовая стратегия организации представляет собой один из основополагающих рычагов управления деятельностью всей фирмы. Это неотъемлемая сфера стратегического развития компания, которая согласуется со всеми целями и задачами.
Стратегия управления финансами – это что?
Общая функциональная финансовая стратегия предполагает разработку тактических и оперативных целей.
При этом учитываются показатели макроэкономики, темп технологического роста, политические условия, способы регулирования финансовой деятельности и иные факторы.
Учет этих показателей требуется для исключения рисков понижения уровня доходности фирмы.
Главная цель финансовой стратегии – обеспечение фирмы достаточным количеством материальных ресурсов.
Продуманный план позволяет:
- выявить материальные ресурсы;
- определить оптимальные методы управления;
- определить, на каких видах деятельности стоит сконцентрироваться;
- подготовить резервный фонд фирмы;
- понять, насколько стратегия соответствует экономической ситуации и материальному потенциалу фирмы и т.д.
В рамках финансовой стратегии происходит привлечение различных ресурсов фирмы, установка деловых связей, а также разработка антикризисных и иных мероприятий.
Виды финансовой стратегии предприятия
Различают генеральную и оперативную финансовую стратегию.
Генеральная определяет, в каком направлении будет развиваться фирма и ее связь с бюджетами разных уровней. При этом также происходит образование и распределение прибыли фирмы.
Оперативная подразумевает финансовое управление и распределение материальных активов, а также контроль над распределением денежных средств, поиск резервов и т.д. Если генеральная стратегия является долгосрочной, то оперативная разрабатывается на конкретный период – месяц, квартал, год.
Разработка и выбор финансовой стратегии: инструменты и методы
К инструментам относят:
- финансовую политику;
- мероприятия по улучшению уровня фирмы на конъюнктурном рынке;
- информационное оснащение;
- соглашения временного характера;
- диверсификацию;
- юридическую тактику.
К методам относят:
- планирование;
- моделирование;
- анализ;
- экспертизу рынка;
- прогнозирование.
Инструменты и методы финансовой стратегии часто соприкасаются с другими стратегическими направлениями.
Так, например, применение организацией стратегии ценообразования проявляется, когда требуется обеспечить сбыт продукции в актуальных рыночных условиях.
При этом учитывается не только финансовая, но и маркетинговая стратегия.
Разработка финансовой стратегии фирмы: этапы
Алгоритм разработки финансовой стратегии:
- Анализ финансового состояния компании (бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках прошлых периодов).
- Определение периода, на который разрабатывается стратегия. Обычно не превышает пяти лет.
- Разработка целей деятельности фирмы. Главная цель – снизить риски и увеличить рыночную стоимость.
- Формирование плана действий и конкретных мер.
- Разработка финансовой политики, то есть оптимальных рычагов управления фирмой.
- Организация процесса работы для реализации разработанной стратегии. Создание подразделений и распределение прав и обязанностей, а также разработка системы мотивации.
После того, как все этапы будут проведены, становится возможным оценить эффективность финансовой стратегии и скорректировать ее, если нужно.
Источник: https://z-motiv.ru