Профстандарт социального психолога: общая информация

31 мая 2023, 13:04

Психолог в социальной сфере оказывает психологическую помощь людям разных возрастов и социальных групп, которые оказались в сложной кризисной ситуации.

На приём к социальному психологу направляют детей из приёмных семей, мигрантов и беженцев, людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством, и многих других, кому требуется помощь в адаптации и социализации.

Безусловно, работа с подобными категориями граждан требует определенного уровня компетентности от специалиста. В частности, профстандарт «Психолог в социальной сфере» выдвигает определенные требования к образованию и обучению социальных психологов.

Общая информация о профстандарте социального психолога

Профессиональный стандарт 03.008 «Психолог в социальной сфере» утвержден Приказом Министерством труда России от 18.11.2013 N 682н.

Профстандарт социального психолога был введен как основа для анализа и реформирования психологического образования и для регулирования трудовых отношений в социальной сфере.

С января 2015 года все работодатели при формировании должностных инструкций и аттестации социальных психологов должны учитывать требования этого профстандарта.

Какая информация содержится в профессиональном стандарте?

В этом документе сформулированы основная цель деятельности, трудовые функции, необходимые знания и умения, требования к образованию и обучению социального психолога.

Основная цель деятельности – профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц, психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья).

Какие требования к образованию социального психолога по профстандарту?

Согласно профстандарту, на должность социального психолога может претендовать работник, имеющий высшее образование по профилю.

Как мы знаем, психология включает в себя разные направления, в каждом из которых необходимо иметь определенные, узкоспециализированные знания и навыки. Например, социальному психологу необходимо разбираться в психологии общения и межличностных отношений, понимать механизмы социального влияния группы на человека (и наоборот), особенности социального развития, владеть знаниями в области законодательства, регулирующего социальную сферу в нашей стране.

Для тех, кто понимает, что имеющихся знаний профильного образования недостаточно, выбирают обучение по программе профессиональной переподготовки. Профессиональная переподготовка является востребованным направлением подготовки, потому что позволяет получить те знания и навыки, которые непосредственно пригодятся в трудовой деятельности социального психолога.

Для успешного прохождения аттестации действующим социальным психологам профстандарт рекомендует регулярно проходить программы повышения квалификации.

В профстандарте сформулированы требования к опыту практической работы социальных психологов – опыт работы в психологии от двух лет. Есть ещё вариант – волонтерская работа от двух лет. Только обратите внимание, что волонтерская работа должна быть связана с психологией. Например, работа в стационарах с детьми, которые находятся длительное время на лечении. Или психологическая помощь детям-сиротам в детских домах.

К работе социальным психологом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость.

Трудовые функции психолога в социальной сфере по профстандарту

Трудовая функцияПодготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам).Трудовые действияНеобходимые уменияВыявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам.Социальная психология, психология малых групп.Методология командной работы.Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия.Психология управления, организационная психология.Обучение и психологическая подготовка специалистов межведомственной команды.Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств.Психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды.Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств.Техники эффективной коммуникации со специалистами.Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам.Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения и т.д.).Трудовая функцияТрудовые действияНеобходимые уменияРазработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения.Психология кризисных состояний.Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей.Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты.Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных.Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения.Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности.Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи.Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений.Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды.Подготовка сообщений и публикаций для СМИ по результатам мониторинга.Современные направления молодежных движений.Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения.Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды.Документоведение.Трудовая функцияОказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию.Трудовые действияНеобходимые уменияРазработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников.Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы).Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе.Психология зависимости, аддикций, девиантология.Групповое и индивидуальное консультирование клиентов.Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни.Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации.Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени).Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов.Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи).Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации.Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов.Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации.Основы психологического консультирования (виды, формы, методы).Трудовая функцияОрганизация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам).Трудовые действияНеобходимые уменияПервичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки.Методология проведения тренингов.Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов.Возрастная психология, геронтология.Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни.Психология воспитания и педагогики.Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов.Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде.Цели, задачи и функции организаций социальной сферы.Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания.Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов.Психология беженцев, мигрантов, маргиналов.Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем.Технологии работы с разными социальными группами.Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ.Трудовая функцияОказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам).Трудовые действияНеобходимые уменияРазработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам.Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.).Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам.Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.).Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров.Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов.Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом.Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.).Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы.Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере.Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации.Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам.Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии.Трудовая функцияПсихологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов).Трудовые действияНеобходимые уменияПсихологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями.Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей.Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи.Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация).Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей.Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях.Подготовка детей к устройству в замещающую семью.Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей.Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях.Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания).

Компетенции социального психолога по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые функции, социальный психолог должен обладать знаниями по следующим темам:

  • Особенности работы психолога в социальной сфере;
  • Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов);
  • Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов);
  • Формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды для оказания комплексной психологической помощи клиентам и социальным группам;
  • Особенности развития личности и групп в системе межличностных и общественных отношений;
  • Особенности и виды отклоняющегося поведения. Понятие отклоняющегося развития;
  • Построение процесса психологической помощи различным категориям пострадавших в кризисных и чрезвычайных ситуациях;
  • Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
  • Особенности психологического консультирования личности с отклоняющимся поведением;
  • Организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения;
  • Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы.

Удачи и успехов Вам в учебе!

Автор: Кира Снегина

Источник: akbiz.ru