Профессия специалист по бизнес процессам: обязанности, образование, работа и карьера

16 июля 2023, 16:24

Специалист по бизнес-процессам — это должностное лицо, занимающееся оптимизацией деятельности компаний, применяет в своей работе передовые методы бизнес-анализа, определяет проблемные участки в деятельности организации и устанавливает приоритетные точки роста.

Таблица №1. Основные характеристики профессии

Зарплата

От 55 000 рублей

График работы

Полный день

Образование

Высшее

Курсы

Спрос на рынке

более 1 000 открытых вакансий

Возраст кандидатов

≈25 — 50 лет

Обязанности

Должностная инструкция специалиста по бизнес-процессам это, прежде всего аналитика – изучение структур внутренних процессов организации, в том числе регламентной составляющей в аппарате управления. В процессе анализа специалист выявляет недостатки имеющейся системы коммуницирования в аспекте ведения бизнеса и рекомендует рациональные варианты решения поставленных задач.

Функциональная нагрузка вакансии специалиста по бизнес-процессам предусматривает:

  • Увеличение дохода компании.
  • Снижение издержек, брака.
  • Анализ финансового состояния компании.
  • Автоматизация и оптимизация деятельности.
  • Контроль успешности внедрения новой модели, ее корректировка при необходимости.
  • Составление технического задания.
  • Презентации новых предложений.

Зарплата

Зарплата по России варьируется от 20 до 100 тыс. рублей.

Москва

В Москве диапазон зарплат 50–130 тыс. рублей.

Санкт-Петербург

Средняя зарплата в Санкт-Петербурге 70-90 тыс. рублей.

Другие регионы

Варьируется от 30 до 50 тыс. рублей.

Средняя по СНГ

Средняя зарплата – 40 тыс. рублей.

В перспективе

В перспективе возможен рост зарплаты, как и рост спроса на специалистов по бизнес-процессам. Востребованность профессии растет прямо пропорционально техническому прогрессу. Но вместе с тем все большое значение отводится творческим умениям. Важна способность принимать решения в нестандартных ситуациях. Управление бизнес-процессами не та сфера, где возможна деятельность по одному отточенному алгоритму.

Что требуют

Среди главных компетенций требуются сквозные, профессиональные способности:

  • психологическая гибкость;
  • креативность;
  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • компьютерная грамотность;
  • организационные, управленческие, исследовательские способности;
  • эмоциональный интеллект;
  • умение решать конфликты.

Образование

Для работы в сфере бизнес-систем обязательно понимание экономики, логистики, ИТ, бухгалтерии, управления, психологии. Кроме того, важно хорошо ориентироваться в законодательстве: знать трудовой, уголовный, административный кодекс. Для работы специалистом по бизнес процессам необходимо получить высшее экономическое образование или образование по профилю информатика, менеджмент или маркетинг. После чего дополнительно пройти курсы профильной подготовки.

Таблица №2. Средняя стоимость обучения в год

ВУЗ

Стоимость обучения в год

Бюджетные места

Институт государственной службы и управления

от 250 000 рублей

18

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

от 22 000 рублей

10

Российский государственный гуманитарный университет

от 46 000 рублей

9

Таблица №3. Средние цены и условия прохождения курсов повышения квалификации

Курсы

Стоимость обучения

Срок обучения

Online

src-master

38 000 руб.

3 дня

Нет

specialist

17 000 руб.

3 дня

Да

Средний возраст

Средний возраст работника – 25–45 лет.

Навыки

Работа специалистом по бизнес-процессам выдвигает определенные требования к личности:

  • стрессоустойчивость;
  • коммуникабельность, умение решать конфликты;
  • высокая работоспособность;
  • аналитическое, творческое, системное мышление;
  • потребность в исследовательской деятельности;
  • психологическая гибкость;
  • знание азов социальной психологии;
  • дисциплинированность;
  • самостоятельность;
  • организованность;
  • знание компьютерных технологий;
  • умение грамотно формулировать вопросы, задачи, доходчиво объяснять информацию;
  • целеустремленность;
  • уверенность в себе.

Аналитик должен уметь мыслить масштабно, быстро, но не линейно. Что подразумевает умение находить эффективное решение проблемы даже при дефиците информации.

Опыт работы

Опыт работы не важен, но от него зависит уровень дохода и должность, на которую можно претендовать. Большинство организаций требуют наличие опыта в сфере аналитики, например, несколько лет работы менеджером.

Условия работы: плюсы и минусы

Работа напряженная и ответственная. Имеет свои преимущества и недостатки.

Плюсы

  • Творческая деятельность, раскрывающая потенциал личности.
  • Высокая значимость работы. От работы аналитика зависит успех деятельности всей организации.
  • Высокий доход.
  • Налаживание связей, которые могут быть полезны в будущем.
  • Широкий круг общения.

Минусы

  • Возможны командировки.
  • Споры, разногласия, непонимание со стороны клиентов и сотрудников необходимости внедрения новой модели.
  • Высокий темп работы, из-за чего выше риск профессионального выгорания, переутомления.
  • Работа аналитиком динамична. Она требует постоянного самообразования, повышения компетенций.

Карьерный рост

Вариант карьерной лестницы: стажер, аналитик, ведущий аналитик, консультант, ведущий консультант. Последний пункт разбивается на четыре параллельных: эксперт, международный консультант, руководитель проектов, руководитель отдела. Это не единственный вариант роста. В сфере бизнес-процессов можно двигаться по вертикали, горизонтали или углубиться в конкретную нишу, стать выдающимся международным аналитиком.

Кем можно работать с образованием в данной специальности

В ассоциации специалистов по бизнес процессам отмечают что на данный момент существует высокая потребность в данной вакансии в частном и государственном секторе.

Источник: https://start-365.ru