Профессия оформитель витрин: особенности, обязанности, обучение и работа

20 апреля 2023, 10:50

От того, насколько привлекательно для потенциальных покупателей оформлена витрина, напрямую зависит уровень продаж магазина и развитие всего бизнеса. Поэтому относиться к данному вопросу необходимо достаточно серьезно и обращаться к профессионалам – квалифицированным художникам-оформителям витрин.

В повседневной жизни мы редко используем слово «оформители», предпочитая ему другое, более благозвучное – «дизайнеры».

Сегодня они просто необходимы, чтобы скрасить её, привнести что-то красивое и утончённое. Но мы даже не задумываемся, как много вокруг нас – дело их рук. Кроме того, мы так мало знаем о них! Так что же это за зверь такой – оформитель?

Обратимся к истокам. Дизайн зародился еще в XVI веке. В те времена под данным термином подразумевалась рождённая в голове у художника и навеянная Богом идея создания произведения искусства. Дизайн быстро распространился во всех сферах деятельности. Способствовать этому стало развитие промышленности.

Кем и где может работать оформитель?

Дизайнер одежды, интерьера, сада

Это наиболее известные профессии. Хорошие специалисты у нас на слуху, их показывают по телевизору, у многих даже есть свои передачи.

Оформитель витрин

Бывает, что мы отправляемся в торговые центры просто побродить, посмотреть на витрины. Особенно в предпраздничные дни, когда они превращаются в настоящие произведения искусств. Никогда не задумывались над тем, как много труда необходимо, чтобы получилась такая красота? Но не только в преддверии праздников трудятся оформители витрин. Надо довольно часто менять что-то на витринах, хотя бы аксессуары на манекенах. Конечно же, не все магазины пользуются услугами этих специалистов, это прерогатива только раскрученных брендов.

Декоратор свадеб (и других торжеств)

Как приятно смотреть на то, какие сейчас устраивают свадьбы – всё очень стильно и по-современному. Всё чаще люди начинают пользоваться услугами именно этих специалистов. И опять же не надо умалять их заслуги и недооценивать масштаб работ. Заказ на свадьбу рекомендуется делать за полгода! Ведь каждая свадьба для них – это индивидуальный проект. Тематика, цветовая гамма и многое-многое другое. Всё это в ведении декораторов, и на их плечах лежит просто огромная ответственность!

Известный представитель – Престон Бейли.

Дизайнер открыток

А ведь нам не так-то просто угодить! Вспомните, сколько времени вы провели, выбирая в последний раз открытку? Их главная задача – изготовить продукт на любой вкус и цвет.

Известный представитель – Энди Уорхол. Наверное, вы и не знали, что начинал он как дизайнер открыток и рекламных щитов.

Специалист по упаковке подарков

Купить хороший подарок – это полдела, вторая часть – это его хорошо упаковать. Иначе всё впечатление может смазаться. Поэтому такие специалисты нам просто необходимы! В наше время упаковка подарков превратилась в настоящее искусство: декупаж, роспись светящимися красками, создание дизайнерских коробочек – всё это может стоить даже дороже самого подарка.

Как стать оформителем витрин

Стать оформителем (дизайнером, декоратором) витрин может далеко не каждый. Для этого нужно не только тщательно изучать всевозможные приемы в искусстве и иметь конструкторские способности, но и обладать тонким художественным вкусом, цветочувствительностью, пространственным мышлением.

Чтобы работать декоратором-оформителем, человек должен обладать техникой рисунка, поскольку работа над любым заказом, будь то наружная витрина, выставочный стенд или торговый зал, начинается с набросков и эскизов. Также необходимо знать наиболее популярные шрифты. Даже начинающий оформитель должен уметь выполнять шрифтовые работы: изготавливать трафареты, наносить надписи вручную на стекло, текстиль и другие поверхности.

Оформитель витрин должен отличаться нестандартным мышлением, видеть красоту в простых вещах и нести ее в массы. При этом не обязательно каждый раз придумывать все «с нуля», у настоящего профессионала всегда должно присутствовать несколько заготовок, шаблонов, которые легко можно обыграть по-новому.

Художник-декоратор должен быть немного психологом и знать приемы привлечения внимания. Для этого ему необходимо выходить за рамки приевшихся всем шаблонов и демонстрировать нечто новое, оригинальное. Особенно важно удачно выделить витрину на фоне остальных в дни праздников, когда потоки потенциальных покупателей увеличиваются в разы.

Оформитель витрин обязан уметь работать со светом, использовать все преимущества общего и локального освещения, их комбинаций для той или иной группы товаров, а также уметь правильно освещать открытые, закрытые, закрыто-открытые витрины, уместно применять элементы художественной подсветки.

Обязанности оформителя витрин

Квалифицированный художник-оформитель начинает свою работу с создания эскиза и заканчивает презентацией готовой витрины. Чтобы не упустить важные детали, дизайнер сам занимается разработкой проекта, изготовлением макета, реквизита, подбором материалов, проводит оформительские работы. Даже если над проектом работает целая команда, декоратор полностью руководит всем процессом.

Штатный оформитель не только разрабатывает дизайн, но и постоянно следит, чтобы содержимое витрин привлекало покупателей, своевременно информировало их о поступлении новой коллекции, о проведении акций, распродаж, регулярно обновляет композицию (переставляет манекенов, меняет аксессуары, украшения).

Где же учат на оформителя?

Во многих вузах есть специальность «дизайнер». Например, в главном вузе культуры страны – Московском государственном институте культуры. Но в действительности всё немного по-другому – не все люди, которые чувствуют, что они художественно одарённые, идут получать высшее образование в этой области. К тому же осознать, что тебя тянет на искусство можно как в 18, так и 38 лет. В таком случае спасут разнообразные курсы, тренинги и мастер-классы. Продолжительность обучения и стоимость варьируется. В среднем это будет стоить полгода вашего времени и 40 тысяч рублей. Подчеркнём, что это средняя сумма.

Качества хорошего оформителя:

  • Нестандартное мышление: необходимо уметь выходить за рамки уже существующего, не бояться пробовать новое.
  • Понимание психологии и потребностей клиента: разумеется, оформители должны знать, чем можно привлечь внимание клиентов. Кроме того, к каждому заказчику требуется индивидуальный подход.
  • Чувство гармонии: креатив – это краеугольный камень оформителя, но если с этим делом переборщить, то это может начать работать и против него. Нужно знать меру во всем.
  • Много знаний: владеть графическими редакторами, уметь работать со светом и различными материалами, знать их свойства и многое-многое другое.
  • Хорошее настроение – творить не для себя, а для других нужно в приятном расположении духа, ведь от оценки клиентов зависит репутация фирмы.

Витринистика: на стыке искусства и бизнеса

Яркие витрины в российских магазинах до недавнего времени — редкость. Но в борьбе за покупателя, с умом оформленные витрины становятся серьезным оружием. Кто создает такие витрины и можно ли научиться витринистике?

Работа дизайнера или декоратора витрин — балансирование на стыке искусства и бизнеса, ведь его задача — не просто оформить пространство в соответствии с бюджетом заказчика, но сделать так, чтобы дизайн и декор сообщали нужную продавцу — и интересную покупателю информацию, «цепляли» внимание, оставались в памяти и побуждали к покупкам.

То есть, помимо навыков проектирования и декорирования, витринисту необходимы еще и знания в области маркетинговых коммуникаций. Так что профессия эта проста только на первый взгляд.

Наверное, именно поэтому — а не только, как уверяют специалисты, потому, что российский рынок, в отличие от европейского и американского, не столь насыщен и конкуренция на нем, соответственно, не столь велика — привлекающие внимание и продающие витрины у нас встречаются нечасто.

Вы можете, вернувшись с прогулки по ближайшим магазинам, вспомнить такие витрины? Лично я, приступив к теме витринистики как журналист, в первую очередь задала себе вопрос: «Какие витрины из увиденных когда-либо мне запомнились и понравились?» И почему-то из увиденного за всю жизнь вспомнились не модные сюжеты в «окнах» брендовых бутиков — хотя, конечно, интересные встречались и среди них.

Но в памяти сразу «всплыла» первая самостоятельная поездка в Петербург, прогулка по Невскому проспекту — и фигурка велосипедиста с чашкой чая, крутящего педали старинного драндулета.

Конечно, о вкусах не спорят, но у этой витрины Невском всегда останавливаются зрители. Переходит ли зрительский интерес в коммерческий? По статистике сети магазинов чая и кофе (витрина принадлежит одному из магазинов этой сети), такая «одежка» увеличивает приток посетителей примерно на 40%.

Витрины с движущимися элементами называются кинетическими, а автор велосипедиста и других кинетических витрин в Москве и Санкт-Петербурге, художник Евгений Климов, считает, что не просто украшает витрины, а создает образцы искусства — подвижные скульптуры, которые, в отличие от музейных экспонатов, видит гораздо большее число людей.

Действительно, создание скульптур с движущимися элементами — искусство, появившееся еще в 1930-е. Его основоположником является американский скульптор Александр Колдер, работы которого — подвижные скульптуры он называл мобилями — и сегодня радуют посетителей европейских и американских музеев и арт-галерей.

Чем удивляют лидеры?

Крупнейшие мировые торговые марки используют в своих витринах как традиционные эффекты — например, сюжеты любимых сказок в новогодних витринах, «разыгранные» нарядными куклами-манекенами в причудливых декорациях, — так и новейшие современные технологии.

Например, дизайнерский мир удивили прошлогодние пасхальные витрины универмага Harrods в Лондоне. В рамках совместного проекта с ювелирным домом «Фаберже» в одной из пяти витрин было установлено полутораметровое яйцо — 3D-модель, на которое в технике мэппинга проецировались изображения различных вариантов дизайна пасхальных яиц «Фаберже».

Уникальная технология позволила получить изображение, видимое при дневном свете, — именно благодаря ей стало возможным использовать мэппинг в витринистике.

Кстати, создание специального праздничного оформления витрин — самые главные поводы «смены декораций», конечно, Рождество и Новый год, а также Пасха — еще одно доказательство того, что витринистика как профессия совмещает в себе искусство и бизнес.

Рождественские и пасхальные витрины магазинов ведущих мировых брендов становятся предметом обсуждения профессиональных дизайнеров и просто любителей прекрасного, некоторые бренды устраивают даже премьеры витрин для зрителей — потенциальных покупателей. Надо ли говорить, что цель таких мероприятий — не только порадовать гостей, но и увеличить продажи?

Как стать витринистом?

Полюбовавшись уникальными витринами, многие могут подумать, что профессиональным витринистом может стать только большой художник, специалист редкой квалификации — либо на все руки мастер.

Конечно, как и во многих других профессиях, в дизайне «широкий кругозор», то есть умение работать в разных пространствах, владеть разными декораторскими техниками и быть на ты с разными материалами, «лучше узкой специализации».

Тем не менее, далеко не все торговые предприятия готовы разместить в витрине произведение искусства — гораздо чаще встречается задача «увеличить продажи, потратив на оформление витрин минимальный бюджет». Конечно, выручают смекалка и умелые руки, способные создать сказку из ничего, — например, новогодний «волшебный лес» или макеты архитектурных сооружений, сделанные из бумаги.

В Москве и Санкт-Петербурге профессию витриниста можно получить на обучающих курсах. Некоторые учебные программы посвящены отдельным аспектам профессии — например, специальный обучающий курс по освещению витрин.

Какой курс выбрать, зависит от цели — иногда требуется не профессию получить, а освоить определенные навыки — а также наличия времени и материальных возможностей.

Как правило, витринистами становятся дизайнеры и декораторы, желающие расширить свое профессиональное «амплуа». Краткосрочный курс вряд ли научит основам ремесла, и, например, желающим освоить рисунок «с нуля» — без этого вряд ли получится создавать эскизы будущих витрин — следует подумать о более фундаментальном образовании.

Тем не менее, слушателями курсов нередко становятся вовсе не дизайнеры, декораторы и художники, а сотрудники отделов маркетинга магазинов и торговых сетей.

Во-первых, полученные знания позволяют видеть процесс изнутри и грамотно формулировать задачу для витринистов, дизайнеров и архитекторов.

Во-вторых, один из вариантов экономии бюджета на оформление витрин — создание декорации, не требующей полной замены в течение длительного времени: при смене сезона могут меняться отдельные ее элементы.

И если разработку такого оформления лучше доверить специалисту, то заменить отдельные его части под силу даже дизайнеру-любителю.

Источник: https://start-365.ru