Профессия инженер-механик: история, описание, обучение, работа, зарплата и карьера

27 июня 2023, 5:46

Современные инженеры-механики – достойные продолжатели дела знаменитого Архимеда, утверждавшего, что с надежной точкой опоры можно даже Землю сдвинуть с места. Решением таких амбициозных задач они не занимаются – ограничиваются лишь тем, что переворачивают нашу жизнь, обеспечивая движение человечества вперед по пути технического прогресса.

История профессии

Профессия инженер-механик прошла длинный путь развития с ранних времен человечества. Еще в древности люди изобретали простые механизмы, помогавшие им в охоте, быту или на войне. Со временем эти устройства усложнялись и требовали регулярного обслуживания.

Инженерная механика как отдельная сфера человеческой деятельности начала формироваться в Древней Греции. Можно вспомнить знаменитого изобретателя Архимеда, который произвел множество открытий, например, придумал шнек (архимедов винт) для подъема грузов, блочно-рычажные механизмы для использования в портах, оборонительные приспособления. В Древнем Риме представители этой профессии занимались организацией вопросов водоснабжения городов.

В России инженерное дело развивалось с 1701 года благодаря открытию Школы математических и навигационных наук, особенно востребовано оно было на флоте. Особенно бурное развитие механики пришлось на период промышленной революции XIX века, когда постоянно создавались новые устройства или модернизировались старые с учетом известных законов физики.

Описание профессии

Профессия инженера-механика универсальна – она востребована в самых разных сферах экономики: от производства детских игрушек и продуктов питания до изготовления уникальный ракетно-космических или радиоэлектронных приборов.

Перечень отраслей, где работают такие специалисты, очень широк:

  • производство транспорта (автомобили, самолеты, корабли, тепловозы, электропоезда);
  • машиностроение;
  • строительство;
  • сельское хозяйство;
  • оборонный комплекс;
  • легкая промышленность;
  • пищевое производство и др.

По большому счету у инженеров-механиков может быть три основные специализации:

  1. Конструктор – проектирует, разрабатывает и конструирует отдельные устройства и механизмы, а также взаимосвязанные многосоставные системы, обеспечивающие потребности производства и потребителей.
  2. Испытатель – производит предпусковую проверку, анализ состояния, наладку машин, выводит их на заданный режим работы, после чего осуществляет обслуживание.
  3. Технолог – отвечает за проведение монтажа и настройки оборудования до рабочих режимов, постоянный эксплуатационный надзор и обеспечение ремонта вышедших из строя узлов и механизмов. Кроме того, к его функциям относится организация выполнения технологических процессов на производстве при помощи автоматизированных систем.

Таким образом, можно сделать вывод, что инженеры-конструкторы занимаются интеллектуальным трудом в проектных институтах или КБ, тогда как испытатели и технологи более ориентированы на практическую работу непосредственно на предприятиях реального сектора экономики.

На каких специальностях лучше учиться

При выборе профессии важно правильно определиться с профилем обучения. Для получения диплома инженера-механика подойдет одноименная специальность, но кроме нее есть еще и более узко ориентированные сферы технического образования. Так, можно выбрать одно из направлений:

  • сельское хозяйство;
  • холодильные установки;
  • исследования;
  • ракетостроение;
  • подвижной состав.

Перспективной отраслью сегодня является мехатроника, совмещающая в себе черты механики, микропроцессорной техники, компьютерных систем и электроники. Чтобы поступить в университет на эти профессии, потребуется сдавать ЕГЭ по математике, русскому языку и физике.

Лучшие вузы для обучения

Теперь рассмотрим наиболее перспективные вузы технического направления, где можно получить качественное образование:

  1. Российский университет транспорта (МИИТ) – это одно из ведущих образовательных учреждений Москвы. В его Институте транспортной техники и систем управления на специальности «технология машиностроения» проходят обучение механики, которые будут в дальнейшем трудиться в железнодорожной отрасли. Студенты могут принимать участие в конструкторских разработках ведущих специалистов кафедр, а наиболее перспективные имеют шанс пройти стажировку за рубежом (в США, Великобритании, Германии). Производственная, учебная и преддипломная практика организовывается на ведущих предприятиях столицы и Подмосковья.
  2. Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана предлагает широчайший выбор направлений для подготовки инженеров. Можно обратить внимание на факультет робототехники и комплексной автоматизации, где есть специальность «подъемно-транспортные системы». Выпускники смогут трудиться над разработкой, изготовлением, диагностикой и эксплуатацией транспортно-подъемных машин на складах, в портах и промышленности. Также можно учиться на кафедре прикладной механики, проводящей исследования в сотрудничестве с французскими, испанскими и американскими партнерами.
  3. Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова обучает на механическом факультете по направлению «Технологические машины и оборудование», ориентируясь на лесной комплекс. Очный курс бакалавриата длится 4 года, заочный – на 11 месяцев дольше. Предприятиями-партнерами вуза являются компании «Ангстрем», Woodvil и др.
  4. Московский авиационный институт (НИУ МАИ). Здесь широкий выбор профилей для получения инженерного образования, можно отметить «Авиастроение», «Прикладную механику», «Двигатели летательных аппаратов», «Ракетные комплексы и космонавтику», «Приборостроение». Помимо получения практических навыков для работы, созданы прекрасные условия для занятия научной деятельностью. У вуза есть филиалы в Жуковском, Ахтубинске, Ступино и Байконуре (Казахстан).
  5. Волжский государственный университет водного транспорта (г. Нижний Новгород) – основной отраслевой вуз Волго-Вятского региона, имеющий филиалы в Казани, Перми и Астрахани. На электромеханическом факультете можно обучиться такой профессии, как «эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», а также «кораблестроение и океанотехника». Партнерами вуза являются университеты из Китая, Вьетнама, Венгрии, Германии и других стран.

В большинстве высших учебных заведений страны после бакалавриата можно окончить актуальные магистерские программы.

Обязанности на работе

Конкретные обязанности инженера-механика зависят от места его работы и направления деятельности, и они могут заметно различаться. Но попробуем сделать описание общих моментов повседневной работы:

  • составление и проверка техдокументации;
  • планировка расположения технологического оборудования, организация его установки и наладки;
  • наблюдение за деятельностью сотрудников, находящихся в подчинении;
  • контроль качества выполняемых работ или выпускаемой продукции, устранение брака;
  • организация правильной эксплуатации, диагностики и ремонта устройств и механизмов;
  • обеспечение необходимыми комплектующими, запасными частями и расходными материалами;
  • участие в разработке политики технологического переоснащения предприятия и испытаниях нового оборудования;
  • обучение персонала правильной работе на внедряемых агрегатах.

Если инженер занимает руководящую должность, то он несет ответственность за работу всего своего подразделения. Если же он концентрируется на каком-то участке работы, то зона его деятельности – процессы, выполняемые обслуживаемыми им механизмами и системами.

Кому подходит

Для работы инженером-механиком надо обладать глубокими познаниями в технике, уметь делать математические расчеты и чертить, разбираться в геометрии, материаловедении, экономике. Преимущества даст владение специализированными компьютерными программами (SolidWorks, КОМПАС-3D, AutoCAD) и английским языком.

Личная характеристика сотрудника выглядит так:

  • ответственный и обладающий организаторскими способностями;
  • выносливый и трудолюбивый;
  • внимательный, целеустремленный и настойчивый;
  • с логическим мышлением и любовью к точным наукам;
  • с хорошей памятью и быстрой реакцией;
  • творческий и готовый постоянно учиться.

Плюсы профессии – востребованность на высокотехнологических производствах, самореализация, уважение в коллективе и неплохой заработок. Минусы – условия работы (вибрация, шум) и возможность получения травмы на предприятии при нарушении техники безопасности.

Сколько получают

Средняя заработная плата инженера-механика в России – от 45 до 50 тысяч рублей. Но конкретные суммы зависят от сферы деятельности, квалификации, должности и уникальности выпускаемой продукции. Так, в транспортной отрасли платят 35–40 тысяч рублей, специалистам по промышленному оборудованию 50–60 тысяч рублей, а работникам нефтегазового сектора – еще больше. Главный инженер всегда получает повышенную зарплату за выполнение ответственной руководящей работы.

Как построить карьеру

Хорошее образования инженерного работника делает его претендентом на высокие должности. Если знания и практические навыки дополняются лидерскими качествами, то такой сотрудник может подняться по карьерной лестнице до руководящих постов в компании.

Перспективы профессии

Используемые в экономике и сфере обслуживания устройства и механизмы периодически усложняются, поэтому постоянно требуются высококвалифицированные работники, которые смогут их правильно эксплуатировать и обслуживать. Кроме того, такая работа дает возможность реализовать свой творческий потенциал и, при желании, заняться научной деятельностью.

Должностная инструкция инженера-механика

УТВЕРЖДАЮ

(Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее организационно-правовая форма)

(директор; иное лицо, уполномоченное утверждать должностную инструкцию)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ИНЖЕНЕРА-МЕХАНИКА

(наименование учреждения)

00.00.20__г. №00

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция устанавливает ответственность, права и должностные обязанности инженера-механика _____________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения.

1.2. На должность инженера-механика назначается лицо с __________________образованием и стажем работы ______________________.

1.3. Инженер-механик принимается на должность и освобождается от нее по приказу руководителя по представлению _____________________________________________________.

1.4. В своей работе инженер-механик руководствуется:

  • нормативными и законодательными документами по вопросам выполняемой работы;
  • методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
  • правилами трудового распорядка;
  • приказами и распоряжениями директора предприятия (непосредственного руководителя);
  • настоящей должностной инструкцией.

1.5. В период временного отсутствия инженера-механика его обязанности возлагаются на __________________________________________.

1.6. Инженер-механик должен знать:

  • основы технологии производства продукции предприятия;
  • организацию ремонтной службы на предприятии;
  • порядок и методы планирования работы оборудования и производства ремонтных работ;
  • систему планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования;
  • нормативные, методические и другие материалы по организации ремонта оборудования;
  • профиль, специализацию и особенности организационно-технологической структуры предприятия, перспективы его развития;
  • производственные мощности, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации;
  • методы монтажа и ремонта оборудования, организацию и технологию ремонтных работ;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт ремонтного обслуживания предприятия;
  • основы экономики, организации производства, труда и управления;
  • основы экологического законодательства;
  • порядок составления ведомостей дефектов, паспортов, альбомов чертежей запасных частей, инструкций по эксплуатации оборудования и другой технической документации;
  • правила приемки и сдачи оборудования после ремонта;
  • требования рациональной организации труда при эксплуатации, ремонте и модернизации оборудования и ремонтной оснастки;
  • основные вопросы трудового законодательства;
  • нормы и правила охраны труда, техники безопасности;
  • производственной санитарии и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Инженер-механик обязан:

2.1. Принимать участие в составлении титульных списков на капитальный ремонт оборудования.

2.2. Участвовать в работе по учету наличия и движения оборудования, составлению и оформлению технической и отчетной документации.

2.3. Обеспечивать бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу оборудования, повышение ее сменности, содержание в работоспособном состоянии на требуемом уровне точности.

2.4. Организовать разработку планов (графиков) осмотров, испытаний и профилактических ремонтов оборудования в соответствии с положениями Единой системы планово-предупредительного ремонта, утверждает эти планы, и контролировать их выполнение.

2.5. Обеспечивать техническую подготовку производства.

2.6. Участвовать в проведении инвентаризации производственных основных фондов, определяет устаревшее оборудование, объекты, требующие капитального ремонта.

2.7. Принимать участие в подготовке предложений по учету и планированию рабочих мест, по реконструкции оборудования, техническому перевооружению ремонтной базы предприятия, внедрению средств комплексной механизации и автоматизации технологических процессов;

2.8. Участвовать в экспериментальных, наладочных и других работах по внедрению и освоению новой техники, в испытаниях оборудования, в приемке нового и вышедшего из ремонта оборудования, реконструируемых зданий и сооружений.

2.9. Оформлять заявки на приобретение материалов и запасных частей, требуемых при эксплуатации оборудования и приборов.

2.10. Обеспечивать своевременный и качественный ремонт, а также модернизацию оборудования, работу, направленную на повышение его долговечности и надежности, технический надзор за состоянием, ремонтом и содержанием зданий и сооружений, рациональное использование материалов на выполнение ремонтных работ.

2.11. Принимать участие в подготовке предложений по модернизации оборудования, реконструкции, техническому перевооружению предприятия, внедрению средств комплексной механизации и автоматизации технологических процессов, охраны окружающей среды, в разработке планов повышения эффективности производства.

2.12. Изучать условия работы оборудования, отдельных узлов и деталей.

2.13. Разрабатывать и осуществлять разного рода мероприятия по предупреждению внеплановых остановок оборудования, продлению сроков службы деталей и узлов, межремонтных периодов, улучшению сохранности оборудования, повышению надежности его в эксплуатации.

2.14. Контролировать качество работ по монтажу оборудования, рациональное расходование средств на капитальный ремонт, правильность хранения оборудования на складах.

2.15. Принимать меры по выявлению неиспользуемого оборудования и его реализации, улучшению эксплуатации действующего оборудования, организации ремонтных работ на основе механизации труда и внедрения прогрессивной технологии, совершенствованию организации труда работников ремонтной службы.

2.16. Обеспечивать соблюдение правил охраны труда.

2.17. Принимать участие в изучении причин повышенного износа оборудования, его простоев, в расследовании аварий, разработке и внедрении мероприятий по их ликвидации и предупреждению.

2.18. Разрабатывать и внедрять мероприятия по замене малоэффективного оборудования высокопроизводительным, по сокращению внеплановых ремонтов и простоев оборудования, снижению затрат на ремонт и его содержание на основе применения новых прогрессивных методов ремонта и восстановления деталей, узлов и механизмов.

2.19. Следить за соблюдением на предприятии техники безопасности при проведении ремонтных работ.

3. Права

3.1. Требовать от руководства предприятия (отдела) помощи в выполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками, службами и подразделениями.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности инженера-механика, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия и отдела, касающимися его деятельности.

3.5. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.6. Вносить на рассмотрение руководства свои предложения по усовершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.7. Взаимодействовать с другими предприятиями, учреждениями и организациями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции инженера-механика.

4. Ответственность

Инженер-механик ответственен за:

4.1. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в определенных административным, уголовным и гражданским законодательством РФ рамках.

4.2. В рамках определенных трудовым законодательством РФ за:

  • невыполнение распоряжений, приказов и поручений директора предприятия;
  • непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия, его работникам;
  • неудовлетворительные результаты деятельности, отнесенной к его функциональным обязанностям, указанным в разделе 2 настоящей Инструкции;
  • предоставление недостоверной информации о состоянии выполнения планов работ подчиненных служб и подразделений;
  • необеспечение соблюдения трудовой дисциплины работниками подчиненных служб и работниками, которые находятся в подчинении инженера-механика.

4.3. Причинение материального ущерба в определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ рамках.

Руководитель структурного подразделения: (подпись) (фамилия, инициалы)

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил: (подпись) (фамилия, инициалы)

00.00.20__г.

Источники: start-365.ru, start-365.ru