Профессия инженер-механик: история, описание, обучение, работа, зарплата и карьера
Современные инженеры-механики – достойные продолжатели дела знаменитого Архимеда, утверждавшего, что с надежной точкой опоры можно даже Землю сдвинуть с места. Решением таких амбициозных задач они не занимаются – ограничиваются лишь тем, что переворачивают нашу жизнь, обеспечивая движение человечества вперед по пути технического прогресса.
История профессии
Профессия инженер-механик прошла длинный путь развития с ранних времен человечества. Еще в древности люди изобретали простые механизмы, помогавшие им в охоте, быту или на войне. Со временем эти устройства усложнялись и требовали регулярного обслуживания.
Инженерная механика как отдельная сфера человеческой деятельности начала формироваться в Древней Греции. Можно вспомнить знаменитого изобретателя Архимеда, который произвел множество открытий, например, придумал шнек (архимедов винт) для подъема грузов, блочно-рычажные механизмы для использования в портах, оборонительные приспособления. В Древнем Риме представители этой профессии занимались организацией вопросов водоснабжения городов.
В России инженерное дело развивалось с 1701 года благодаря открытию Школы математических и навигационных наук, особенно востребовано оно было на флоте. Особенно бурное развитие механики пришлось на период промышленной революции XIX века, когда постоянно создавались новые устройства или модернизировались старые с учетом известных законов физики.
Описание профессии
Профессия инженера-механика универсальна – она востребована в самых разных сферах экономики: от производства детских игрушек и продуктов питания до изготовления уникальный ракетно-космических или радиоэлектронных приборов.
Перечень отраслей, где работают такие специалисты, очень широк:
- производство транспорта (автомобили, самолеты, корабли, тепловозы, электропоезда);
- машиностроение;
- строительство;
- сельское хозяйство;
- оборонный комплекс;
- легкая промышленность;
- пищевое производство и др.
По большому счету у инженеров-механиков может быть три основные специализации:
- Конструктор – проектирует, разрабатывает и конструирует отдельные устройства и механизмы, а также взаимосвязанные многосоставные системы, обеспечивающие потребности производства и потребителей.
- Испытатель – производит предпусковую проверку, анализ состояния, наладку машин, выводит их на заданный режим работы, после чего осуществляет обслуживание.
- Технолог – отвечает за проведение монтажа и настройки оборудования до рабочих режимов, постоянный эксплуатационный надзор и обеспечение ремонта вышедших из строя узлов и механизмов. Кроме того, к его функциям относится организация выполнения технологических процессов на производстве при помощи автоматизированных систем.
Таким образом, можно сделать вывод, что инженеры-конструкторы занимаются интеллектуальным трудом в проектных институтах или КБ, тогда как испытатели и технологи более ориентированы на практическую работу непосредственно на предприятиях реального сектора экономики.
На каких специальностях лучше учиться
При выборе профессии важно правильно определиться с профилем обучения. Для получения диплома инженера-механика подойдет одноименная специальность, но кроме нее есть еще и более узко ориентированные сферы технического образования. Так, можно выбрать одно из направлений:
- сельское хозяйство;
- холодильные установки;
- исследования;
- ракетостроение;
- подвижной состав.
Перспективной отраслью сегодня является мехатроника, совмещающая в себе черты механики, микропроцессорной техники, компьютерных систем и электроники. Чтобы поступить в университет на эти профессии, потребуется сдавать ЕГЭ по математике, русскому языку и физике.
Лучшие вузы для обучения
Теперь рассмотрим наиболее перспективные вузы технического направления, где можно получить качественное образование:
- Российский университет транспорта (МИИТ) – это одно из ведущих образовательных учреждений Москвы. В его Институте транспортной техники и систем управления на специальности «технология машиностроения» проходят обучение механики, которые будут в дальнейшем трудиться в железнодорожной отрасли. Студенты могут принимать участие в конструкторских разработках ведущих специалистов кафедр, а наиболее перспективные имеют шанс пройти стажировку за рубежом (в США, Великобритании, Германии). Производственная, учебная и преддипломная практика организовывается на ведущих предприятиях столицы и Подмосковья.
- Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана предлагает широчайший выбор направлений для подготовки инженеров. Можно обратить внимание на факультет робототехники и комплексной автоматизации, где есть специальность «подъемно-транспортные системы». Выпускники смогут трудиться над разработкой, изготовлением, диагностикой и эксплуатацией транспортно-подъемных машин на складах, в портах и промышленности. Также можно учиться на кафедре прикладной механики, проводящей исследования в сотрудничестве с французскими, испанскими и американскими партнерами.
- Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова обучает на механическом факультете по направлению «Технологические машины и оборудование», ориентируясь на лесной комплекс. Очный курс бакалавриата длится 4 года, заочный – на 11 месяцев дольше. Предприятиями-партнерами вуза являются компании «Ангстрем», Woodvil и др.
- Московский авиационный институт (НИУ МАИ). Здесь широкий выбор профилей для получения инженерного образования, можно отметить «Авиастроение», «Прикладную механику», «Двигатели летательных аппаратов», «Ракетные комплексы и космонавтику», «Приборостроение». Помимо получения практических навыков для работы, созданы прекрасные условия для занятия научной деятельностью. У вуза есть филиалы в Жуковском, Ахтубинске, Ступино и Байконуре (Казахстан).
- Волжский государственный университет водного транспорта (г. Нижний Новгород) – основной отраслевой вуз Волго-Вятского региона, имеющий филиалы в Казани, Перми и Астрахани. На электромеханическом факультете можно обучиться такой профессии, как «эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», а также «кораблестроение и океанотехника». Партнерами вуза являются университеты из Китая, Вьетнама, Венгрии, Германии и других стран.
В большинстве высших учебных заведений страны после бакалавриата можно окончить актуальные магистерские программы.
Обязанности на работе
Конкретные обязанности инженера-механика зависят от места его работы и направления деятельности, и они могут заметно различаться. Но попробуем сделать описание общих моментов повседневной работы:
- составление и проверка техдокументации;
- планировка расположения технологического оборудования, организация его установки и наладки;
- наблюдение за деятельностью сотрудников, находящихся в подчинении;
- контроль качества выполняемых работ или выпускаемой продукции, устранение брака;
- организация правильной эксплуатации, диагностики и ремонта устройств и механизмов;
- обеспечение необходимыми комплектующими, запасными частями и расходными материалами;
- участие в разработке политики технологического переоснащения предприятия и испытаниях нового оборудования;
- обучение персонала правильной работе на внедряемых агрегатах.
Если инженер занимает руководящую должность, то он несет ответственность за работу всего своего подразделения. Если же он концентрируется на каком-то участке работы, то зона его деятельности – процессы, выполняемые обслуживаемыми им механизмами и системами.
Кому подходит
Для работы инженером-механиком надо обладать глубокими познаниями в технике, уметь делать математические расчеты и чертить, разбираться в геометрии, материаловедении, экономике. Преимущества даст владение специализированными компьютерными программами (SolidWorks, КОМПАС-3D, AutoCAD) и английским языком.
Личная характеристика сотрудника выглядит так:
- ответственный и обладающий организаторскими способностями;
- выносливый и трудолюбивый;
- внимательный, целеустремленный и настойчивый;
- с логическим мышлением и любовью к точным наукам;
- с хорошей памятью и быстрой реакцией;
- творческий и готовый постоянно учиться.
Плюсы профессии – востребованность на высокотехнологических производствах, самореализация, уважение в коллективе и неплохой заработок. Минусы – условия работы (вибрация, шум) и возможность получения травмы на предприятии при нарушении техники безопасности.
Сколько получают
Средняя заработная плата инженера-механика в России – от 45 до 50 тысяч рублей. Но конкретные суммы зависят от сферы деятельности, квалификации, должности и уникальности выпускаемой продукции. Так, в транспортной отрасли платят 35–40 тысяч рублей, специалистам по промышленному оборудованию 50–60 тысяч рублей, а работникам нефтегазового сектора – еще больше. Главный инженер всегда получает повышенную зарплату за выполнение ответственной руководящей работы.
Как построить карьеру
Хорошее образования инженерного работника делает его претендентом на высокие должности. Если знания и практические навыки дополняются лидерскими качествами, то такой сотрудник может подняться по карьерной лестнице до руководящих постов в компании.
Перспективы профессии
Используемые в экономике и сфере обслуживания устройства и механизмы периодически усложняются, поэтому постоянно требуются высококвалифицированные работники, которые смогут их правильно эксплуатировать и обслуживать. Кроме того, такая работа дает возможность реализовать свой творческий потенциал и, при желании, заняться научной деятельностью.
Должностная инструкция инженера-механика
УТВЕРЖДАЮ
(Фамилия, инициалы)
(наименование организации, ее организационно-правовая форма)
(директор; иное лицо, уполномоченное утверждать должностную инструкцию)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ИНЖЕНЕРА-МЕХАНИКА
(наименование учреждения)
00.00.20__г. №00
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция устанавливает ответственность, права и должностные обязанности инженера-механика _____________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения.
1.2. На должность инженера-механика назначается лицо с __________________образованием и стажем работы ______________________.
1.3. Инженер-механик принимается на должность и освобождается от нее по приказу руководителя по представлению _____________________________________________________.
1.4. В своей работе инженер-механик руководствуется:
- нормативными и законодательными документами по вопросам выполняемой работы;
- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
- правилами трудового распорядка;
- приказами и распоряжениями директора предприятия (непосредственного руководителя);
- настоящей должностной инструкцией.
1.5. В период временного отсутствия инженера-механика его обязанности возлагаются на __________________________________________.
1.6. Инженер-механик должен знать:
- основы технологии производства продукции предприятия;
- организацию ремонтной службы на предприятии;
- порядок и методы планирования работы оборудования и производства ремонтных работ;
- систему планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования;
- нормативные, методические и другие материалы по организации ремонта оборудования;
- профиль, специализацию и особенности организационно-технологической структуры предприятия, перспективы его развития;
- производственные мощности, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации;
- методы монтажа и ремонта оборудования, организацию и технологию ремонтных работ;
- передовой отечественный и зарубежный опыт ремонтного обслуживания предприятия;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы экологического законодательства;
- порядок составления ведомостей дефектов, паспортов, альбомов чертежей запасных частей, инструкций по эксплуатации оборудования и другой технической документации;
- правила приемки и сдачи оборудования после ремонта;
- требования рациональной организации труда при эксплуатации, ремонте и модернизации оборудования и ремонтной оснастки;
- основные вопросы трудового законодательства;
- нормы и правила охраны труда, техники безопасности;
- производственной санитарии и пожарной безопасности.
2. Должностные обязанности
Инженер-механик обязан:
2.1. Принимать участие в составлении титульных списков на капитальный ремонт оборудования.
2.2. Участвовать в работе по учету наличия и движения оборудования, составлению и оформлению технической и отчетной документации.
2.3. Обеспечивать бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу оборудования, повышение ее сменности, содержание в работоспособном состоянии на требуемом уровне точности.
2.4. Организовать разработку планов (графиков) осмотров, испытаний и профилактических ремонтов оборудования в соответствии с положениями Единой системы планово-предупредительного ремонта, утверждает эти планы, и контролировать их выполнение.
2.5. Обеспечивать техническую подготовку производства.
2.6. Участвовать в проведении инвентаризации производственных основных фондов, определяет устаревшее оборудование, объекты, требующие капитального ремонта.
2.7. Принимать участие в подготовке предложений по учету и планированию рабочих мест, по реконструкции оборудования, техническому перевооружению ремонтной базы предприятия, внедрению средств комплексной механизации и автоматизации технологических процессов;
2.8. Участвовать в экспериментальных, наладочных и других работах по внедрению и освоению новой техники, в испытаниях оборудования, в приемке нового и вышедшего из ремонта оборудования, реконструируемых зданий и сооружений.
2.9. Оформлять заявки на приобретение материалов и запасных частей, требуемых при эксплуатации оборудования и приборов.
2.10. Обеспечивать своевременный и качественный ремонт, а также модернизацию оборудования, работу, направленную на повышение его долговечности и надежности, технический надзор за состоянием, ремонтом и содержанием зданий и сооружений, рациональное использование материалов на выполнение ремонтных работ.
2.11. Принимать участие в подготовке предложений по модернизации оборудования, реконструкции, техническому перевооружению предприятия, внедрению средств комплексной механизации и автоматизации технологических процессов, охраны окружающей среды, в разработке планов повышения эффективности производства.
2.12. Изучать условия работы оборудования, отдельных узлов и деталей.
2.13. Разрабатывать и осуществлять разного рода мероприятия по предупреждению внеплановых остановок оборудования, продлению сроков службы деталей и узлов, межремонтных периодов, улучшению сохранности оборудования, повышению надежности его в эксплуатации.
2.14. Контролировать качество работ по монтажу оборудования, рациональное расходование средств на капитальный ремонт, правильность хранения оборудования на складах.
2.15. Принимать меры по выявлению неиспользуемого оборудования и его реализации, улучшению эксплуатации действующего оборудования, организации ремонтных работ на основе механизации труда и внедрения прогрессивной технологии, совершенствованию организации труда работников ремонтной службы.
2.16. Обеспечивать соблюдение правил охраны труда.
2.17. Принимать участие в изучении причин повышенного износа оборудования, его простоев, в расследовании аварий, разработке и внедрении мероприятий по их ликвидации и предупреждению.
2.18. Разрабатывать и внедрять мероприятия по замене малоэффективного оборудования высокопроизводительным, по сокращению внеплановых ремонтов и простоев оборудования, снижению затрат на ремонт и его содержание на основе применения новых прогрессивных методов ремонта и восстановления деталей, узлов и механизмов.
2.19. Следить за соблюдением на предприятии техники безопасности при проведении ремонтных работ.
3. Права
3.1. Требовать от руководства предприятия (отдела) помощи в выполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.
3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками, службами и подразделениями.
3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности инженера-механика, подчиненных ему служб и подразделений.
3.4. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия и отдела, касающимися его деятельности.
3.5. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
3.6. Вносить на рассмотрение руководства свои предложения по усовершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
3.7. Взаимодействовать с другими предприятиями, учреждениями и организациями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции инженера-механика.
4. Ответственность
Инженер-механик ответственен за:
4.1. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в определенных административным, уголовным и гражданским законодательством РФ рамках.
4.2. В рамках определенных трудовым законодательством РФ за:
- невыполнение распоряжений, приказов и поручений директора предприятия;
- непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия, его работникам;
- неудовлетворительные результаты деятельности, отнесенной к его функциональным обязанностям, указанным в разделе 2 настоящей Инструкции;
- предоставление недостоверной информации о состоянии выполнения планов работ подчиненных служб и подразделений;
- необеспечение соблюдения трудовой дисциплины работниками подчиненных служб и работниками, которые находятся в подчинении инженера-механика.
4.3. Причинение материального ущерба в определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ рамках.
Руководитель структурного подразделения: (подпись) (фамилия, инициалы)
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: (подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.20__г.
Источники: start-365.ru, start-365.ru