Профессия главный редактор: взгляд профессионалов и должностная инструкция
В статье рассматриваются профессиональные компетенции главного редактора. Основной акцент сосредоточен на анализе и интерпретации высказываний журналистов-практиков. Материалом исследования послужили специализированные журнальные издания «Журналистика и медиарынок», «Журналист».
Ключевые слова: главный редактор, профессиональные компетенции, редакционно-издательский процесс, бизнес-задача, менеджер.
Главный редактор — одна из ключевых фигур редакционно-издательского процесса. Сегодня в его обязанности входит не только управление редакцией, но и контроль всех этапов формирования нового выпуска издания. Роль главного редактора на современном этапе приобретает совершенно иную окраску, повышаются требования к редактору не только как к специалисту, но и как к личности, человеку, несущему аудитории информацию открытую и достоверную. Поэтому целесообразным будет выделить ряд профессиональных компетенций, которыми должен обладать хороший главный редактор.
Роль главного редактора в издании описана в работах Б. А. Кузнецова, Н. З. Рябининой, В. К. Русиной, М. Н. Ким и других авторов. Но точка зрения практиков в области журналистики на роль редактора, на наш взгляд, малоизученна. Анализ таких суждений позволит расширить представления теоретиков книжного дела о роли главного редактора.
На основе изучения материалов специализированных журнальных изданий «Журналистика и медиарынок» и «Журналист» был выбран ряд суждений практиков в области журналистики о профессии главного редактора, в том числе: журналистов, главных редакторов, руководителей издательств. Также проведен анализ этих суждений, с целью определить представление практиков о роли главного редактора в редакционно-издательском процессе.
Дмитрий Моргулес, главный редактор газеты «Челябинский обзор»:
«Хороший редактор всегда заметит активность молодого журналиста…».
На наш взгляд, достаточно тонкое замечание. Редактор, как руководитель, всегда должен замечать активных работников, которые стремятся преуспеть в своей профессии. При этом мало выделить какого-либо активного и молодого работника, важно направить весь его потенциал в выгодном для редакции направлении, то есть в рамках идейно-творческой концепции, которой соответствует содержание издания. В перспективе редактор может решить две важные задачи: раскроет потенциал молодого журналиста, который потом будет работать в штате редакции и способствует улучшению качественного содержания печатного издания. К тому же новый взгляд молодого, творческого и активного работника СМИ на освещение актуальных тем будет только полезен, если журналистское творчество направить в нужное русло. Таким образом, работа с молодыми журналистами редакции — профессиональная обязанность главного редактора, что в перспективе может улучшить качество публикуемых материалов.
Алексей Шелепов, арт-директор издательского дома «Алтапресс»:
«Редактор — это не тот, кто переставляет слова и кромсает тексты, а тот, кто управляет информацией в комплексе, он её конструктор в рамках издания».
Действительно, одна из важных задач главного редактора — направление журналистского творчества в рамках концепции издания и его идейно-творческой направленности. Работая с информацией, актуальными на данный момент темами, редактор отсеивает «ненужные», «неконцептуальные» темы. То есть, как отметил автор высказывания, редактор управляет информацией в рамках издания. Стоит отметить, что соответствие содержания номеров единой идейно-творческой концепции издания в целом очень важно. В таком случае издание направлено на определенную целевую аудиторию, на которую, собственно, и рассчитаны материалы СМИ, и редактор это заранее учитывает. Но если материал будет разнороден в тематическом отношении, не будет соответствовать концепции издания в целом, то вряд ли такое издание найдет постоянного читателя. Поэтому редактор, составляя композицию каждого номера, формируя тематический план, всегда должен следовать идейно-творческой концепции издания. Это одна из важных его профессиональных обязанностей.
Однако, первая часть высказывания — «Редактор — это не тот, кто переставляет слова и кромсает тексты» «…» — звучит, на наш взгляд, достаточно категорично и не всегда соответствует реалиям редакторских будней. В обязанности редактора входит еще и правка журналистских текстов, контроль их качества. Главный редактор лично отвечает за то, что вышло в печать, поэтому он должен уметь работать с текстами. В любом случае, редактор должен знать, какие материалы будут в номере и обнаруживать ошибки, допущенные при составлении журналистского материала, что невозможно без умения анализировать и править текст.
Главный редактор московской газеты «Мой район» Алексей Синельников:
«Главный редактор должен заниматься управлением, продвижением издания и практически не касаться творческого процесса».
Конечно, редактор — прежде всего менеджер предприятия, он управляет редакционно-издательским процессом так, чтобы сделать его максимально эффективным и прибыльным. Поэтому важно построить правильно систему управления в издательстве. Продвижение издания также является одной из ключевых профессиональных обязанностей редактора, а в кризисные моменты, когда редакция теряет подписчиков и не является рентабельным — важнейшей обязанностью. Направить процесс продвижение в нужную сторону, а также обеспечить управление редакционно-издательским процессом — профессиональные обязанности редактора. Но контроль творческого процесса и даже участие в нем тоже одна из профессиональных компетенций этого специалиста, которая должна применяться на практике. Во-первых, участие в творческом процессе редакции, как отмечалось ранее, помогает контролировать процесс журналистского творчества и направлять его в рамках идейно-творческой концепции издания, а во-вторых, публикации главного редактора в издании нередко являются образцовыми, эталонными и должны заинтересовать читателя с первых строк. Так, В. Х. Касютин, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок», воплощает в своем издании идею пользы и необходимости журналистского творчества. В то же время, редактор поднимает проблему кризиса печатных изданий. При этом каждому номеру тон задаёт редакторская статья, которая подчеркивает злободневность тематики номера, выделяет основные проблемы журналистской отрасли, причем выражено все это эталонным, отточенным стилем, который не может не заинтересовать читателя.
Главный редактор газеты «Выксунский рабочий» Л. В. Фролова:
«Казалось бы, само понятие «творчество» несовместимо с серьезной должностью главного редактора. Но это только на первый, обывательский взгляд. На самом деле, творческий подход к решению современных бизнес-задач — это уже испытанный бизнес-инструмент, который применяют в крупных успешных компаниях».
На наш взгляд, высказывание Л. В. Фроловой соответствует современным реалиям редакторской деятельности. Творческий подход к управленческой деятельности и продвижению издания — основа функционирования редакции в современных условиях. Редактору важно подходить к решению основных «бизнес-задач» творчески, учитывая современные запросы аудитории, уровень развития технологий. Так, главный редактор издательского дома «Восточный район» разработал новую концепцию продвижения районной газеты, основанную на создании и продвижении интернет-сайта. Большой успех имел детский видеоконкурс «Любимой мамочке», благодаря которому удалось значительно увеличить число посетителей сайта, расширить целевую аудиторию издания, которая раньше ограничивалась, как правило, пожилыми людьми. Данный пример очередной раз подтверждает, что к решению основных задач редактору необходимо подходить творчески. На наш взгляд, полезно использовать для продвижения издания не только проверенные редактором способы, но и новые, которые могут расширить границы целевой аудитории.
Журналист специализированного журнального издания «Журналист» Светлана Распопова:
«Качество работы настоящего редактора — это не только знак высокого профессионализма, это показатель социальной зрелости, рождающий ответственность перед теми, кто работает рядом с ним».
Действительно, редактор как руководитель должен нести ответственность перед подчиненными, быть их наставником — в этом, на наш взгляд, особенности этики главного редактора и взаимоотношений с сотрудниками. Для многих известных журналистов первый редактор — наставник, у которого было личное обязательство перед журналистами. Можно выделить несколько разновидностей социальной ответственности, которых придерживаются хорошие редакторы. Как известно, главный редактор направляет журналистское творчество в соответствии с концепцией издания. И то, какими способами будет получать материал журналист — любыми возможными или правильными — зависит от позиции редактора. То есть, в данном случае можно сказать, что редактор является этическим ментором журналиста. Хороший редактор формирует у сотрудников нужные качества, развивающие журналиста как профессионала: самоотдачу, преданность делу и т. д. К тому же ответственный редактор всегда поддерживает инициативу молодых работников, направляя все желание и энергию в нужном направлении. Таким образом, редактор — не просто начальник, он еще и «ментор», ответственный перед своими «учениками».
Журналист «Эха Москвы» Матвей Ганапольский:
«Качество работы коллег определяет только один человек — главный редактор».
Все управленческие, творческие усилия главного редактора всегда направлены на то, чтобы получить качественный продукт — очередной выпуск журнала, газеты. Поэтому редактор должен определять насколько качественно работники редакции выполняют свои обязанности. Редактор проверяет качество работы дизайнеров, журналистов, корректоров и других сотрудников. Соответственно он осуществляет оценку качества работы персонала, всегда указывая на погрешности. В этом, на наш взгляд, выражена специфика работы редактора: он не только менеджер редакции, журналист, идейный вдохновитель, но и тот человек, который контролирует процесс создания очередного выпуска от создания тематического плана издания до продажи его читателю.
Серж Шлеман, американский журналист, редактор «The New York Times»:
«От редактора требуется то же самое, что и от репортера. Это узнать что сейчас важно, что интересует людей, и чем мы можем удивить».
Безусловно, усилия редактора должны быть направлены на поиск актуальных, злободневных тематик и уникальность подачи материала журналистами. Четкое определение современных тенденций в жизни общества, выбор тематик, которые будут соответствовать идейно-творческой концепции издания, и представление о том, как сделать подачу материала интересным конкретному читателю издания — профессиональная компетенция редактора. Как отметил Серж Шлеман, в этом редактор, действительно, схож с репортером. Однако, это одна из профессиональных компетенций редактора. Не стоит забывать, что у него существует и ряд других не менее важных обязанностей, обозначенных нами ранее.
Серж Шлеман, американский журналист, редактор «The New York Times»:
«Хороший редактор — особая специальность. Это человек, который умеет слушать и который доверяет корреспонденту».
Еще раз подчеркнем, редактору важно не только исполнять свои должностные обязанности, но и соблюдать ряд этических негласных правил, быть ответственным за своих сотрудников. Как отметил Серж Шлеман, умение выслушать точку зрения корреспондента и относиться к нему с пониманием и доверием — основа взаимоотношений главного редактора с журналистами, потому что редактору приходится руководить работой сотрудников практически каждый день, проверяя их материалы, предлагая новые проблемы для освещения на страницах издания. Может произойти так, что точка зрения редактора не совпадет с мнением журналиста, который уже собрал ряд фактов по определенной теме и провел журналистское расследование. В таком случае редактор должен уметь выслушать и согласиться с журналистом, если тот действительно прав. В другом случае, редактор поймет причину недопонимания и сможет вовремя направить работу корреспондента в нужном направлении.
Итак, в ходе изучения материалов специализированных журнальных изданий «Журналистика и медиарынок» и «Журналист» был выбран ряд суждений практиков в области журналистики о профессии главного редактора, в том числе: журналистов, главных редакторов, руководителей издательств. В результате анализа этих суждений удалось определить круг профессиональных обязанностей, личных качеств, негласных этических правил главного редактора и основ взаимоотношений этого специалиста с сотрудниками.
Редактор всегда заметит и поддержит инициативу работника издания, в том числе и новичка; направит журналистское творчество в рамках концепции издания и его идейно-творческой направленности; будет знаком с содержанием материалов, предложенных к публикации в очередном номере и обнаружит ошибки, допущенные при составлении журналистского материала, что невозможно без умения анализировать и править текст; является прежде всего менеджером предприятия — он управляет редакционно-издательским процессом так, чтобы сделать его максимально эффективным и прибыльным; осуществляет контроль творческого процесса, принимает в нем участие; подходит к решению основных «бизнес-задач» творчески, учитывая современные запросы аудитории, уровень развития технологий; является этическим ментором журналиста, а также формирует у сотрудников нужные качества, развивающие журналиста как профессионала: самоотдачу, преданность делу и т. д.; является не только менеджером редакции и журналистом, идейным вдохновителем, но и специалистом, который контролирует процесс формирования очередного выпуска от создания тематического плана издания до продажи читателю; прилагает максимум творческих и организационных усилий на поиск актуальных, злободневных тематик и определение возможных способов уникальной подачи материала журналистами; умеет выслушать точку зрения корреспондента и относится к нему с пониманием и доверием.
Полномочия и ответственность главного редактора
Главный редактор печатного периодического издания – руководитель редакционного коллектива, организатор его деятельности и воспитатель работников редакции. Его задачи — стратегическое управление изданием, взаимоотношения с собственником, наём и увольнение сотрудников.
Полномочия — в соответствии с законом РФ о СМИ и уставом редакции. Назначается в соответствии с уставом редакции или договором.
Главный редактор:
- Представляет редакцию в отношениях с учредителем периодического издания, издателем, распространителем, гражданами и их объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами, а также в суде.
- Отвечает за исполнение требований, предъявляемых законом к редакции и газете.
- Принимает решения по любому вопросу, связанному с деятельностью редакционного коллектива (оценивает изменения в конкретной обстановке, сложившуюся ситуацию и оперативно корректирует прежние планы, задания и т.п.).
- Определяет информационную политику газеты (её общественную позицию, отношение к событиям и процессам, которые происходят в различных сферах жизни общества – политике, экономике, культуре и др.). Эта задача усложняется, если главред не является владельцем или учредителем СМИ и выполняет чужие указания. Для того чтобы предотвратить самоуправство администрации – существует ограничение: администрация заключает с главным редактором контракт на срок не менее четырех лет. Если учредителем газеты, ее владельцем, издателем являются другие лица, главный редактор является наемным руководителем редакции, ее главным менеджером, которому приходится строить свои отношения с учредителем и другими субъектами редакции в соответствии с законами о СМИ и о предприятии.
- Выступает на страницах газеты, когда это требуется, по самому важному, принципиальному вопросу, когда читателю необходимо узнать мнение самого главного в газете человека.
Обязанности главного редактора усложняются тем обстоятельством, что с вхождением СМИ в информационный рынок ему часто приходится решать и экономические вопросы, от которых зависит финансовая и техническая база издания и его существование. Такая ситуация возникает в большинстве редакций небольших периодических изданий.
Издатель, учредитель, главный редактор: как между ними распределяются полномочия и ответственность
Субъекты редакции в Законе о СМИ: учредитель газеты, издатель, распространитель, редакция и владелец (собственник).
Решающее влияние на характер правовых отношений субъектов редакции оказывает учредитель (учредители) газеты. Многое тут зависит от его статуса, от того, в какой роли он выступает. Роль и характер его отношений с другими субъектами редакции конкретизируются в ее уставе и договорных документах, которые они совместно вырабатывают.
Его права:
- утверждение устава редакции
- утверждение (или назначение) ее главного редактора
- заключение договора с редакцией в лице ее главного редактора. Такой договор определяет производственные, имущественные и финансовые отношения между его сторонами. Учредитель имеет также право обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени.
Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. При ликвидации или реорганизации учредителя его права и обязанности переходят к редакции.
В соответствии с законом о СМИ учредитель может выступать в роли редакции и руководить ею в качестве главного редактора газеты. Он может одновременно быть издателем и обеспечивать материально-техническую базу издания. При желании учредитель имеет право выступать и как распространитель, осуществлять распространение и реализацию тиража газеты. Учредитель получает возможность быть собственником имущества редакции, владельцем издания и пользоваться всеми связанными с этим положением правами.
Если учредитель газеты не является ее владельцем или ее главным редактором, то он не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность редакции (за исключением случаев, предусмотренных законом, уставом редакции и его договором с редакцией).
Под издателем понимается издательство или другое учреждение, коммерческая организация, осуществляющие материально-техническое обеспечение работы редакции, подготовки и выпуска газеты. Редакция также заключает договор с издателем. В нем определяются их производственные, имущественные и финансовые отношения, обязательства издательства перед редакцией – по ее обеспечению помещением, бумагой, необходимой для выпуска газеты, и др. В соответствии с Законом о СМИ издатель также обладает правом выступать как учредитель, редакция или собственник редакционного имущества.
Должностная инструкция главного редактора
Утверждаю
Руководитель «__________»
___________ (___________)
«___» _____________ ____ г.
М.П.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
I. Общие положения
1.1. Должностная инструкция определяет должностные обязанности, полномочия и ответственность, а также условия работы главного редактора структурного подразделения (далее Подразделения).
1.2. Главный редактор назначается на должность и освобождается с должности в соответствии с действующим трудовым законодательством приказом генерального директора компании.
1.3. Главный редактор подчиняется руководителю Подразделения.
1.4. В период временного отсутствия главного редактора его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за исполнение указанных обязанностей.
II. В своей работе руководствуется и должен знать:
2.1. Структуру компании.
2.2. Внутреннюю и внешнюю политику компании.
2.3. Принципы и методы управления.
2.4. Законодательные и нормативные правовые акты, руководящие материалы, определяющие основные направления редакционно-издательской деятельности.
2.5. Соблюдать и контролировать технологическую схему подготовки и производства издания.
2.6. Технологию полиграфического производства.
2.7. Грамматику и стилистику языков.
2.8. Методы редактирования рукописей, порядок подготовки рукописей к сдаче в производство, корректурных оттисков к печати.
2.9. Порядок разработки планов издания, графиков редакционных и производственных процессов изданий.
2.10. Организацию работ и систему управления персоналом.
2.11. Порядок заключения издательских договоров с авторами, договоров и трудовых договоров (контрактов) на выполнение полиграфических и оформительских работ.
2.12. Действующие системы оплаты труда работников редакционно-издательских подразделений. Порядок расчета авторских гонораров и оплаты за работы, выполненные по трудовым договорам (контрактам).
2.13. Основы мотивации и методы оценки.
2.14. Экономику издательского дела.
2.15. Действующие условные сокращения, условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках.
2.16. Государственные стандарты на термины, обозначения и единицы измерения.
2.17. Отечественные и зарубежные достижения науки и техники в соответствующей области знаний.
2.18. Перспективы развития рынков спроса на прессу.
2.19. Основы делового этикета, навыки ведения деловых (в т.ч. телефонных) переговоров.
2.20. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2.21. Правила пользования оргтехникой и ПК.
2.22. Правила внутреннего трудового распорядка.
III. Должностные обязанности:
3.1. Соблюдать и контролировать технологическую схему подготовки и производства издания.
3.2. Организовывать, распределять и контролировать работу сотрудников редакции по своевременной и качественной подготовке номера для печати.
3.3. Возглавлять разработку текущих и перспективных тематических планов изданий с учетом спроса читателей, планов редакционно-подготовительных работ и графиков редакционных и производственных процессов.
3.4. Организовывать работу и участвовать в постановке целей и задач для сотрудников редакции.
3.5. Рассматривать вопросы, связанные с выполнением авторами договорных условий, обеспечивать равномерную и ритмичную загрузку сотрудников, распределять между ними работу и устанавливать сроки редактирования изданий в соответствии с действующими нормативами.
3.6. Принимать поступающие рукописи, проверять соответствие их оформления установленным правилам и условиям, предусмотренными издательскими договорами, направлять рукописи на рецензирование и редактирование.
3.7. Осуществлять контрольное чтение рукописей, подготовленных к сдаче в производство, организовать обсуждение качества отредактированного материала.
3.8. Определять качество поступающих корректурных оттисков и в случае несоответствия требованиям принимать решение о возвращении их в установленном порядке на дополнительную правку.
3.9. Подписывать издания в производство и в печать.
3.10. Участвовать в разработке проектов художественного и технического оформления изданий.
3.11. Готовить материалы для заключения издательских договоров с авторами, партнерами, дизайнерами и другими лицами, привлекаемыми к выполнению работ по изданию, участвовать в оформлении документов по расчетам за выполненные работы.
3.12. Составлять отчеты о выполненных работах по выпуску литературы.
3.13. Демонстрировать показательный пример профессионализма и этических норм отношений с клиентами и сотрудниками.
3.14. Поддерживать позитивный моральный климат в офисе. Проявлять взаимовыручку, ответственность, доверие, поддержку, оптимизм.
3.15. Выполнять отдельные служебные поручения непосредственного руководителя.
3.16. Выполнять правила трудового распорядка, принятые в компании.
IV. Должностные полномочия:
4.1. Запрашивать от сотрудников и руководителей Подразделения информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.2. Знакомиться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей.
4.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
V. Должностная ответственность:
За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, – в пределах, установленных действующим трудовым законодательством.
5.1. За неисполнение должностных обязанностей.
5.2. За нарушение правил внутреннего распорядка компании.
5.3. За нарушение деловой этики.
5.4. За нерациональное использование компьютерной техники.
5.5. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, установленные действующим законодательством.
5.6. За предоставление недостоверной информации руководству.
5.7. За небрежное отношение к ведению документации.
Руководитель структурного подразделения: (подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.20__г.
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: (подпись) (фамилия, инициалы)
Источники: start-365.ru, start-365.ru