Профессиограмма и психограмма: виды профессиограмм, их структура и содержание

09 июня 2023, 3:20

Отрасль знаний, которая изучает профессии, называется профессиографией. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней.

Для того чтобы выбрать профессию, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Одним из важнейших источников информации о профессиях является профессиограмма. Профессиограмма — документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Цель профессиограммы — создать целостное представление об особенностях данного вида труда.

Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и т.д.).

Схема профессиограммы:

  • общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей);
  • производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);
  • содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда;
  • связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;
  • необходимые общие и специальные знания и умения;
  • требования, предъявляемые профессий к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности), медицинские противопоказания;
  • психологическая характеристика труда (его привлекательные непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества);
  • условия труда: санитарно-гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т.п.); экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т.д.;
  • сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).

Выбор профессии предполагает возможно более полное знание содержания, характера труда и отношений в процессе будущей трудовой деятельности. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, различные формы внеклассной работы, общественно полезный, производительный труд, встречи-беседы со специалистами, самостоятельное изучение литературы и т. д.

Обдумывая свой трудовой путь, полезно составить профессиограмму своей предполагаемой профессии. Такая работа позволит глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней.

Составление профессиограммы поможет определить и те профессионально важные качества, которые вы должны формировать или развивать у себя (они должны лечь в основу профессионального плана).

Виды профессиограмм, их структура и содержание

В отечественной профессиографии принято классифицировать профессиограммы на:

  1. Частные: физиологические (т.е. то, что связано со здоровьем, физическими параметрами), санитарно-гигиенические, психологические, социологические, экономико-организационные.
  2. Специальные (целевые): для профессиональной ориентации и профконсультации, для профессионально-психологического отбора; для профессиональной подготовки, для оптимизации условий и режима деятельности; для проектирования и рационализации рабочего места.
  3. Комплексные — это всестороннее описание профессии и специальности, с использованием результатов профессиографирования методами различных наук.

Рассмотрим подробнее:

#1. Частная профессиограмма

Частные делятся на:

  • Физиологические, дающие физиологическую, медико-биологическую характеристику специальности.
  • Санитарно-гигиенические — санитарно-гигиеническая характеристика специальности с точки зрения воздействия санитарно-гигиенических условий на организм человека в ходе деятельности.
  • Психологические, или психологически ориентированные профессиограммы, определяющие узкоспециализированные требования к психике человека. Данные профессиограммы включают:
    — описание внешней картины труда,
    — трудового поведения («фотография» рабочего дня, хронометраж, временная динамика рабочей активности, описание рабочего места, типичных ошибок и др.);
    — описание внутренней картины труда (реакция личности, ее интегральные образования: направленность, характер, способности, темперамент, структуры научения и опыт; психические состояния и процессы: воля, внимание, мышление и особенности психомоторики).
  • Социологические профессиограммы, содержащие социальные характеристики специальностей.
  • Экономико-организационные профессиограммы − характеристика специальности с точки зрения ее социально-экономической сущности. Речь идет об условиях оплаты, режиме труда и отдыха и т.д.

#2. Специальная (целевая) профессиограмма

Специальные (целевые) разрабатываются для использования в различных целях:

  • Для профессиональной ориентации и профконсультации. Такая профессиограмма включает:
    — роль и место профессии в обществе,
    — содержит описание всех основных ее аспектов,
    — способы ее освоения, перспективы развития и т.д.
    В профессиограмме подчеркивается также, какими знаниями и психологическими качествами должен обладать кандидат на обучение специальностям; перечисляются данные об условиях труда и о трудовых действиях; говорится о том, где и какими способами осуществляется подготовка специалиста по данной специальности.
  • Для профессионального психологического отбора. Данная цель обусловливает структуру и содержание профессиограммы:
    — она ориентирует на выявление преимущественно стабильных, устойчивых профессионально важных качеств, дифференцирующих людей по эффективности деятельности;
    — содержит максимально возможный свод требований к необходимым и некомпенсируемым свойствам личности специалиста и противопоказаний;
    — определяет структуру качеств, обеспечивающих достижение высокого уровня профессионального мастерства.
  • Для оптимизации условий и режима деятельности. Профессиограмма, используемая в этих целях, направлена на всесторонний учет временных параметров и утомительности отдельных действий и операций, регистрацию распределения микропауз и динамики работоспособности в течение рабочего дня, во время дежурства, указание психологической изменчивости психических функций под воздействием утомления и т.п.

Типовая структура целевой профессиограммы содержит 7 разделов:

  1. Общие сведения о специальности;
  2. Содержание деятельности;
  3. Условия деятельности;
  4. Социально-психологические факторы деятельности;
  5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности;
  6. Психограмма;
  7. Противопоказания к деятельности.

Рассмотрим подробнее:

1. Общие сведения о специальности:

1.1. Наименование и назначение профессии.

1.2. Характеристика рабочей зоны и рабочего места.

1.3. Характеристика средств и орудий труда.

1.4. Общая и специальная профессиональная подготовка специалиста.

1.5. Функциональные обязанности специалиста.

1.6. Критерии эффективности деятельности.

2. Содержание деятельности:

2.1. Описание и анализ основных действий и операций.

2.2. Профессиональные задачи, решаемые специалистом.

2.3. Особенности приема информации.

2.4. Особенности переработки информации и принятия решений.

2.5. Структура исполнительских действий.

2.6. Анализ ошибок в деятельности специалиста.

2.7. Соотношение загруженности в ходе работы психологических функций.

3. Условия деятельности:

3.1. Санитарно-гигиенические условия.

3.2. Режим труда и отдыха специалистов.

4. Социально-психологические факторы деятельности:

4.1. Характеристика группы, в составе которого специалист выполняет обязанности.

4.2. Роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей.

4.3. Мотивационные аспекты совместной деятельности.

4.4. Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации специалистов.

5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности:

5.1. Характер и степень изменения активности психофизиологических функций и работоспособности.

5.2. Преобладающие эмоциональные состояния.

5.3. Влияние динамики состояний на эффективность деятельности.

5.4. Основные формы профессиональной заболеваемости и травматизма.

6. Психограмма:

6.1. Основные личностные качества, необходимые специалисту.

6.2. Ведущие сенсорно-перцептивные характеристики.

6.3. Профессионально важные качества мышления.

6.4. Профессионально важные характеристики памяти.

6.5. Свойства, определяющие успешность моторных действий.

6.6. Соотношение в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических и моторных качеств.

7. Противопоказания к деятельности.

#3. Комплексная профессиограмма

Комплексная профессиограмма учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы:

  1. изучение документации по данной профессии;
  2. наблюдение за работой специалистов;
  3. опрос специалистов (экспертный метод);
  4. изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;
  5. трудовой метод;
  6. биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании его опроса и изучения документации;
  7. метод эксперимента;
  8. метод моделирования трудового процесса.

Источник: https://proproff.ru