Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования в технических вузах

28 ноября 2022, 14:12

Процессы глобализации превращают образование в один из важнейших элементов социальной инфраструктуры развитых государств. Социально-экономические и технологические преобразования в современном мире и выдвигают непростые задачи, и эти задачи неизбежно связаны с функционированием института образования и выступает одним из инструментов повышения конкурентоспособности как страны в целом, так и каждого человека в отдельности.

Гуманитарное образование формирует научное мировоззрение, ценностные ориентации и жизненные позиции студенческой молодежи. Оно является основным стержнем гуманитаризации всей системы высшего технического образования.

Современные условия развития общества ставят новые задачи перед высшим образованием – готовить специалиста, отвечающего изменившимся запросам общества.

Молодые специалисты должны обладать большей, чем вчера, профессиональной мобильностью, что требует достаточно высокого уровня интеллектуальной деятельности. Это обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и интенсификацией научно-технического прогресса.

Инженер – человек, имеющий высшее техническое образование, – должен сочетать специальные знания с социально-психологической компетентностью и интеллектуальной культурой.

Подготовка специалистов в техническом вузе строится с учетом специфики инженерных функций (рациональное и эффективное использование существующей техники и технологий, разработка новых технологий, конструирование новой техники), поэтому обучение в техническом вузе учитывает основные изменения, происходящие в науке, технике, экономике и организации производства.

Оно направлено на подготовку специалиста к творческой, самостоятельной деятельности, умению непрерывно повышать свое образование, быть компетентным в достижениях научно-технического прогресса, в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности.

Это утверждение базируется на изменении отношения к человеку как сложной системе и к знанию, которое должно быть обращено в будущее, а не в прошлое. Критерием реализации новой образовательной модели становится опережающее отражение или степень «познания будущего». В новой образовательной парадигме студент становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия.

Диалогические отношения преподавателя и обучающегося определяют основные формы организации учебного процесса. Результатом становится активная, творческая деятельность студента, далекая от простой репродукции.

Становление новой образовательной парадигмы предполагает решение ряда основных противоречий между развивающейся культурой и традиционным способом образования человека, между целостностью культуры и отраслевым принципом ее представления через множество предметных областей в образовании.

Традиционная образовательная система основывается на передаче готового знания, отчужденного от динамики развития культуры, отчужденного от жизни личности и социума. Она не учитывает растущую потребность непрерывного развития человека в динамично меняющемся современном мире.

Наиболее важным применительно к открытому образованию становится принцип гуманизации, который заключается в обращенности обучения к человеку, в создании условий для развития творческой индивидуальности.

Гуманитарность становится системообразующей компонентой новой образовательной системы, которая, в свою очередь, превращается в приоритетно доминирующий фактор социального развития в информационном обществе, формирует информационное общество как общество образования, в котором ожидания общества находят отражение в сфере образования.

Глобальность мышления, способность к анализу различных информационных потоков, готовность к творческому решению проблем — это важнейшие характеристики человека XXI столетия. Именно поэтому функции образования в современную эпоху значительно сложнее, чем простая передача опыта и знаний от поколения к поколению.

Гуманитаризация высшего образования должна способствовать познанию человеком самого себя, в том числе и создаваемой им реальности, принципов этого познания. А такое познание невозможно без содержательного полилога всех гуманитарных дисциплин в процессе обучения.

Гуманитарию гораздо легче без особых психических деформаций адекватно воспринять и интерпретировать принципиально новые формы описания мира, поскольку его сознание уже подготовлено к встрече с иными, альтернативными способами описания реальности.

Социально-гуманитарное образование выступает своеобразным посредником между достижениями культуры прошлого, настоящего и будущего, примиряя их на уровне рефлексивного отношения к возможности продуктивного диалога времен. Гуманитаризация технического образования — одна из ведущих стратегий обновления высшего образования. Её основной задачей является придание общечеловеческого характера обучению профессии.

Роль высшей школы в формировании профессиональной культуры, развитии и совершенствовании личности будущего специалиста следует рассматривать в контексте современного состояния системы образования и социально экономического развития общества.

Переход России к рыночным отношениям в сфере экономики и производства потребовал переосмысления государственной политики в области образования. Стало очевидным, что традиционная система технического образования в современных социально- экономических условиях не обеспечивает реализацию социального заказа в области подготовки профессиональных кадров, не удовлетворяет потребностей личности в получении требуемого образования.

Выпускники технических вузов обладают глубиной и широтой знаний, но в практической деятельности не проявляют гибкости, маневренности, вариативности решений, у них слабо развиты видение дальнейшей перспективы и реакция на изменение конкретной ситуации.

В условиях адаптации к рыночным отношениям и жесткой конкуренции в сфере образовательных услуг перед вузами встала задача — выпускать специалистов, качество подготовки которых удовлетворяло бы потребителей на рынке труда.

Результаты зарубежных и отечественных исследований свидетельствуют о том, что рынок часто не в состоянии предвидеть, в каких именно специалистах он будет нуждаться. Поэтому современный специалист наряду с фундаментальной подготовкой должен иметь такой уровень общекультурного развития, который позволял бы ему свободно и эффективно ориентироваться в разнообразной и динамично развивающейся действительности.

Конкурентоспособность современного специалиста зависит не только от овладения студентом будущей специальностью, но и от его разносторонней гуманитарной культуры, творческого мышления, воспитанности. Спецификой высшего образования в техническом вузе должно являться не только освоение фундаментальных научных знаний, общеинженерных и специальных дисциплин, но и формирование технического, инженерного типа мышления, присущего инженерной области деятельности.

Для формирования инженерного мышления будущему специалисту необходимо умение проводить мысленные эксперименты, комбинировать различные чувственные образы на основе какого-то исходного понятия. Именно поэтому в новых условиях развития образования вопрос об усилении гуманитарной подготовки приобретает особую актуальность, так как никакие точные науки не могут сравниться с гуманитарной подготовкой по значимости и эффективности в формировании культуры человека, его нравственного образования. Наряду с инженерной и гуманитарной подготовкой высшее образование в техническом вузе должно ставить своей задачей формирование, стремление личности к самореализации.

Высшее техническое образование должно не только ориентировать студентов на подготовку к работе в условиях современных технологий, но и способствовать их выходу на новый уровень культуры, соответствующей этим технологиям. Аналогичную точку зрения высказывает Ю.Г. Фокин: «Несмотря на осваиваемую специальность технического профиля, выпускник вуза XXI века должен быть, прежде всего, субъектом культуры, носителем высокой нравственности и социальной активности».

Специалист-инженер обязательно должен быть носителем культуры, способным с позиции профессиональной культуры оценить общечеловеческие последствия тех или иных изменений в сфере техники. Это обуславливается одним из аспектов гуманизации образования – выявлением в технической культуре гуманитарной обусловленности.

Действительно, сегодня ученые и инженеры постоянно обнаруживают, что их деятельность не безлична для общества, природы и человека, что она создает не только блага и несет прогресс, но и разрушает природу, машинизирует общество, извращает дух.

Поэтому инженерное образование предполагает разбор кризисных ситуаций, создаваемых инженерией, анализ отрицательных последствий (для природы, общества и человека) технической деятельности, начиная с научного изучения, заканчивая промышленным производством, предполагает анализ ценностей, картин мира, представлений, которые предопределяют эту деятельность и различные массовые ошибки ученого, инженера, проектировщика и технолога.

Здесь действительно придется обращаться к различным гуманитарным дисциплинам, но не вообще, вне контекста, как это происходит сейчас, а именно для целей уяснения ученым или инженером отрицательных последствий для человека или природы его деятельности, причин, обуславливающих типичные ошибки, антигуманитарный характер технической деятельности.

Итак, можно говорить, что специфика обучения и воспитания в техническом вузе заключается в решении таких задач как:

  • формирование уважения у студентов к своей будущей профессиональной деятельности, ответственности за дальнейшее развитие научно-технического прогресса;
  • становление личности специалиста-инженера с высокими общечеловеческими, эстетическими, профессиональными качествами, широкими коммуникативными и адаптационными возможностями за счет повышения значимости гуманитарной и социально-экономической подготовки;
  • постоянная корректировка поведенческих установок студенчества с учетом особенностей социально-экономического развития и национального менталитета.

Автор: Иванова М.А.

Источник: https://start-365.ru