Основные теории мотивации: содержательные и процессуальные
Основные теории мотивации: содержательные и процессуальные
Мотивация – это процесс, с помощью которого руководитель может добиться от подчиненных максимально качественного выполнения работ. Чаще всего речь идет о материальных поощрениях – премии, доплаты за перевыполненный план, подарки ко дню рождения, свадьбе, рождению ребенка и так далее.
Есть и нематериальные – создание комфорта на рабочем месте, дружный коллектив, удобный график и прочее. Существуют целые теории мотивации персонала, которые каждому начальнику неплохо бы знать.
Содержательные и процессуальные теории мотивации
Все теории мотивации делятся на две категории – содержательные и процессуальные. Первый вариант основан на потребностях сотрудников. А точнее на том, как повышается их уровень работы в зависимости от реализации их собственных желаний. Например, будет человек знать, что за хорошую работу его повысят в должности, он будет больше стараться.
А во втором случае основное внимание уделено процессам, мотивирующим людей больше сил отдавать своему делу. И как пробудить, поддерживать и развивать это желание. Самый простой пример – известный всем стиль «кнута и пряника». Причем и кнут, и пряник в различных ситуациях могут быть одинаково эффективными как психологические теории мотивации.
Основные теории мотивации
Самая базовая концепция, которая к содержательным теориям мотивации относится, базируется на так называемой «пирамиде Маслоу».
Она состоит из пяти видов потребностей любого человека:
- физиологические – самые примитивные нужды, вроде поесть, поспасть, иметь в кармане достаточно денег и так далее;
- безопасность – желание иметь гарантии на будущее, как физические, так и моральные. Например, получить соцпакет, страховку, вступить в профсоюз;
- социальные – потребность людей в дружбе, любви, желание нравиться другим и быть частью коллектива;
- уважение – тут имеется в виду не только хорошее отношение со стороны коллег и начальства, но и внутреннее удовлетворенность человека проделанной работой;
- самореализация – желание быть лучшим в своем деле, покорять новые вершины и постоянно совершенствоваться.
В зависимости от ситуации у разных людей на вершине «пирамиды» может стоять любой из перечисленных пунктов. Соответственно, удовлетворяя наиболее актуальную потребность, он больше мотивируется.
Но есть и минусы этой теории мотивации труда:
- Во-первых, у членов коллектива могут быть разные потребности, и удовлетворить их все крайне сложно.
- Во-вторых, трудно угадать, какие желания нужно стараться выполнить.
- И, в-третьих, приоритеты могут внезапно меняться.
Современные теории мотивации
Если рассматривать процессуальные теории процесса мотивации, то тут самой известной является концепция Виктора Врума. Он утверждал, что люди всегда нацелены на успешное выполнение работы. Надо лишь подтолкнуть их в правильном направлении и убедить, что это будет им выгодно.
Врум поделил продуктивную работу на три категории:
- «затраты-результат» – это когда усилия, приложенные человеком, соответствуют итогу;
- «результат-награда» — ожидание сотрудников, что потраченные ими усилия в конце концов обеспечат им соответствующее поощрение;
- «награда-ценность» — полученное поощрение соответствует запросам работника.
Есть еще и другие теории мотивации в психологии, например, основанные на чувстве справедливости сотрудников или на их желании выделиться среди коллег.
Но все они – лишь расширенные модели всего перечисленного.
Источник: https://z-motiv.ru