Кто такой продуктовый дизайнер, чем занимается и за что отвечает?
Продуктовый дизайнер — специалист, который отвечает за выявление проблем продукта, предлагает решения по его улучшению и реализует изменения с учетом бизнес-стратегии продукта.
До сих пор не существует однозначного устоявшегося определения профессии продуктового дизайнера, поэтому бытуют стереотипы, что продуктовый дизайнер — это тот, кто рисует продукты. На самом деле это специалист широкого профиля — обладает широкими навыками и пониманием основ ряда узкоспециализированных профессий: UX-дизайнер, графический дизайнер, исследователь, аналитик, прототипировщик, маркетолог, бизнес-стратег. Продуктовые дизайнеры востребованы и хорошо зарабатывают.
Что делают продуктовые дизайнеры
Алена Кирдина. Дизайнер компании Evil Martians:
Дизайнер продукта — профессия достаточно новая. С непривычки нас можно перепутать с дизайнерами интерфейса, графическими дизайнерами, исследователями или даже бизнес-аналитиками, но на практике нам удается совмещать в одной роли все вышеперечисленное. Главная задача продуктового дизайнера — помочь цифровому продукту прийти к измеримому успеху, а для этого одного рисования интерфейсов недостаточно.
Дизайнер на «Марсе» [в компании Evil Martians. — прим. Нетологии] обращается к аналитике и пользователям, чтобы найти основные проблемы продукта, изобретает эффективные решения посредством прототипирования в графическом редакторе или коде, сопровождает разработку этих решений, тестирует результат и повторяет цикл, если нужно. Это не просто ремесленник, а стратег и инженер, движущая сила веб-сервиса или приложения.
Ярослав Шуваев. Head of R&D компании «Ак Барс Цифровые Технологии»:
Продуктовый дизайнер — человек, который должен совмещать в себе три базовые роли.
Первая — это ответственность за качество пользовательского опыта. Он должен регулярно получать обратную связь от пользователей, проводить исследования текущего пользовательского следа внутри актуального цифрового продукта и постоянно его улучшать. А также думать над востребованными улучшениями, проводить исследования по изучению пользовательского спроса.
Вторая большая область влияния — это ориентация в технологическом мире, чтобы придумывать оптимальные с точки зрения технической разработки решения задач. Это как архитектор — с одной стороны должна быть эстетическая роль, с другой — он должен разбираться в технологиях.
Третье — экспертиза, связанная с бизнесом цифрового продукта. Ему нужно разбираться в модели монетизации, стратегии, понимать основные метрики жизнеспособности продукта. Каждое его решение должно быть продиктовано пониманием этих метрик и быть максимально ориентированным на их увеличение.
Влад Зелинский. Руководитель команды продуктового дизайна компании Miro:
Digital Product Designer работает с бизнес-эффектами и гипотезами, достигая первые и проверяя вторые, через итеративную работу с цифровым продуктом. Мы в Miro вовлекаем дизайнера на ранних стадиях работы с проектами, чтобы он или она могли определять, как должно выглядеть решение.
В зависимости от стадии продукта, опыта дизайнера и задачи специалист адаптирует свой процесс работы под цель. Например, чтобы расширить число этапов, которые закрывает продукт в работе команд, нужно провести исследование рынка, пользователей и конкурентов, чтобы сформировать видение: как мы можем это сделать. Либо же, получив такое понимание от стейкхолдеров, взять в проработку вид, опыт и функциональность, которые потенциально могут привести нас в ту точку, о которой мы договорились. Дробя вышесказанное на этапы, можно схематично зафиксировать процесс так: проблема/эффект/гипотеза → исследование → проектирование решения → тестирование → улучшение → запуск → анализ. Повтор.
Митя Осадчук. Креативный директор компании Mail.Ru Group:
В компании Mail.ru целая экосистема сервисов, чтобы закрыть большинство потребностей пользователей в онлайне. Они различаются по содержанию, стилю и разной фазе активности работы над ними (концепции/запуск/поддержка), поэтому заскучать невозможно и есть где развернуться.
Мы создаем концепции, прорабатываем их и внедряем, параллельно работая над отдельными задачами по улучшению какой-то локальной части сервиса.
Нам повезло: мы доказали внутреннюю экспертизу и уже давно занимаемся задачами шире создания самого продукта — креативная часть, айдентика, маркетинг. К этому тоже можно прикоснуться в своей работе, так как большой пул проектов и постоянно запускаются новые.
Сколько зарабатывают продуктовые дизайнеры
По данным сайта hh.ru, среднее предложение для продуктовых дизайнеров составляет от 40 000 ₽ до 90 000 ₽ ежемесячно, в зависимости от города:
- Москва — 90 000 ₽
- Санкт-Петербург — 75 000 ₽
- Новосибирск — 58 750 ₽
- Екатеринбург — 60 000 ₽
- Нижний Новгород — 57 500 ₽
- Казань — 60 000 ₽
- Челябинск — 47 500 ₽
- Омск — 42 500 ₽
- Самара — 66 250 ₽
- Ростов-на-Дону — 50 000 ₽
- Уфа — 50 000 ₽
- Красноярск — 45 000 ₽
- Пермь — 40 000 ₽
- Воронеж — 47 000 ₽
Работу продуктового дизайнера готовы предложить компании, которые занимаются разработкой ИТ-продуктов: веб-студии, интернет-стартапы, ИТ-холдинги, банки, телеком. От масштаба компании и сложности задач зависит и оплата.
По данным hh.ru, 41% вакансий приходится на компании ИТ-сферы. 11% — на розничную торговлю. В 9% случаев продуктовых дизайнеров ищут в компании, занимающиеся маркетингом, рекламой, BTL, PR. 7% предложений размещены организациями, которые специализируются на товарах широкого потребления. 5% приходится на финансовый сектор.
Можно предположить, что приведенные зарплаты относятся к уровню начинающих или мидл-специалистов. Топовому сотруднику или руководителю продуктовой команды компании в городе-миллионнике готовы предложить оклад в несколько сотен тысяч рублей.
Половина предложений для продуктовых дизайнеров подразумевает опыт работы от 1 года до 3 лет, еще 37% — опыт от 3 до 6 лет. 8% работодателей трудоустроят кандидатов без опыта работы.
Какими навыками должен обладать продуктовый дизайнер
Александр Пелевин. Руководитель отдела дизайна продуктов компании «Актион-МЦФЭР»:
Чтобы быть дизайнером продукта, нужно сначала всесторонне изучить, как устроен продукт: модель монетизации, портрет аудитории, задачи, сценарии, боль и радости пользователей, структура взаимодействия, интерфейс, используемые технологии и так далее. А потом прикладывать силы к тому, чтобы продукт становился лучше. Аналитическое мышление, эмпатия и умение учиться — главные hard skills дизайнера. Умение слушать, понимать и говорить — ведущие soft skills. А важнейшими установками должны стать желание делать дела (а не витать в облаках) и разделение коллективной ответственности за то, что вы отдаете пользователю в результате.
Ярослав Шуваев. Head of R&D компании «Ак Барс Цифровые Технологии»:
Прежде всего, это ожидания от UX-дизайнера, пользовательские исследования перед запуском итерации (to be customer journey map), а также после (as is customer journey map). Это создание прототипов разной степени детализации, которые применяются в исследованиях. Умение декомпозировать функциональность, которая находится в бэклоге, например, используя инструменты user story mapping. Умение проводить стратегические сессии вместе с командой с использованием таких инструментов, как lean canvas; потому что проведение сессий в формате коллективного творчества — самый эффективный метод сбора требований для продуктового дизайнера.
Также требуются базовые навыки UI-дизайна, непосредственно связанные с созданием дизайн-системы цифрового продукта: UI-кит, модульные сетки, типографические стили, стилистика иллюстраций, пиктограммы, набор токенов, разные фирменные цвета, набор компонентов интерфейса, анимация и прочее.
Дополнительной экспертизой является понимание владения продуктом, чтобы говорить на одном языке с бизнес-владельцем: бизнес-модель, модель ценообразования, маркетинговые исследования, vision продукта. И свободная ориентация в таких актуальных процессах цифрового производства продукта, как lean development, scrum и так далее.
Митя Осадчук. Креативный директор компании Mail.Ru Group:
На мой взгляд, сейчас важно не быть «одностаночником» — большинство сложных дизайнерских задач находятся на стыке ролей и специальностей. Уже нельзя просто нарисовать прототип, разукрасить его и отдать. Вы точно найдете, где применить навыки в копирайтинге, полиграфии, айдентике и даже 3D.
Важно понимать, что продуктовый дизайнер — один из элементов пазла успешного продукта. Только в команде рождаются идеальные решения, сделать все одному можно, но сложно — это только одна точка зрения за продукт или задачу. Как следствие, важно прокачивать свои коммуникационные навыки.
Внимание к мелочам: как говорится, дьявол в деталях — по умолчанию от продуктового дизайнера ждут аккуратности в смыслах, в макетах, в решениях. Важно осознавать, что каждый день именно ты можешь сделать продукт лучше. Следствие инициативы — брать ответственность за свои идеи и решения.
Ну и один из самых приятных моментов в работе — понимание, что ты делаешь это все для конкретных людей, которых сотни, тысячи, миллионы. И ты делаешь их жизнь проще, лучше и удобнее!
Влад Зелинский. Руководитель команды продуктового дизайна компании Miro:
Рад, если для кого-то это прозвучит очевидно, и ещё больше рад, если в вас это уже есть — дайте мне знать, я в постоянном поиске таких людей.
Итак:
- Моделирование сценариев: что было до, что будет после, как мы сюда попали, а что если?… Работу опытного дизайнера отличает отсутствие логических дыр и разрывов во взаимодействии: всегда ясно, откуда, куда и как может двигаться пользователь.
- Снижение неопределенности. Это иногда называют исследованиями, но мне не хотелось бы сужать до конкретного инструмента. Задача может быть шире: формализовать требования или критерии результата, сформулировать вопрос, на который нужно ответить, или гипотезу, которую нужно проверить, а затем провалидировать их. Это о том, чтобы двигать работу вперёд, даже если результат невозможно описать в текущем моменте.
- Проектирование. Опять же в широком смысле: как это будет выглядеть, как это будет работать, что будут чувствовать люди, используя это?
- Коммуникация. Причём как внешняя, так и внутренняя. Команде важно объяснить: почему принято то или иное решение, а клиенту донести ценность, которую он получит от этого. Ещё важно слышать, задавать открытые вопросы и контролировать эмоции.
- Менеджмент. В начале — научиться управлять собой: своим временем, обязательствами и ресурсами. Затем это масштабировать на проектную группу, отдел, департамент и всю компанию.
- Бизнес-мышление. Как мы влияем на благосостояние компании? Делаем ли мы самую важную вещь с точки зрения эффектов в текущий момент? Как мы можем вырасти в десять раз в годовом доходе?
- Проактивность. Что-то не ок → предложи, как улучшить. У тебя есть идея → обсуди. Не хватает ресурсов → придумай, как скорректировать решение или передоговорись. Не ждать, а жить интересную и правильную в вашем понимании жизнь.
Источник: https://start-365.ru