Делегирование задач: суть, процесс, правила, плюсы и минусы
Суть и правила делегирования задач. Эффективное делегирование
С точки зрения менеджмента делегирование задач – это передача руководителем определенного задания подчиненному, у которого достаточно знаний и квалификации для его выполнения.
Читайте в статье, что это такое и какие методы делегирования полномочий используются в этом управленческом процессе.
Суть делегирования
В общем смысле суть делегирования состоит в постановке задачи и наделении полномочиями для ее решения. Такое перераспределение очень важно, так как руководитель видит процесс достижения нужного результата в целом, тогда как для некоторых задач необходимо иметь более детальные знания.
Управленческое делегирование базируется на полномочиях и ответственности. Под полномочиями понимаются закрепленные права лица, ограниченные должностной инструкцией или иными правилами. Ответственность – это обязательство выполнить поставленную задачу и быть в ответе за результат.
Таким образом, эффективное делегирование – это соответствие между ответственностью и полномочиями.
Руководитель должен делегировать (передавать) сотруднику полномочия, необходимые для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность. Это основной принцип, на котором построена система делегирования полномочий в бизнесе.
Процесс делегирования
Весь процесс делегирования полномочий включает в себя следующие шаги:
- Поручение сотруднику конкретной задачи.
- Предоставление нужных полномочий и ресурсов для выполнения задачи.
- Формулирование обязательств.
Это основные шаги делегирования, которые должны осуществляться в соответствии с определенными правилами. При эффективном делегировании основную часть работы по текущим задачам выполняют сотрудники, а руководитель осуществляет общее управление и контроль, а также берет на себя все риски, занимается стратегическим планированием и выполняет задачи более высокого уровня.
Правила делегирования полномочий
Можно выделить следующие правила делегирования:
- Указание конечного результата.
- Определение рамок и процесса выполнения задачи.
- Обсуждение вопросов с сотрудником на доверительной ноте.
- Распределение полномочий и ответственности.
- Поручение задачи тому, кто компетентен и знает все нюансы процесса.
- Оказание поддержки исполнителю.
- Уведомление коллег о том, какие полномочия были делегированы.
- Поручение интересной работы, наряду с рутинной.
- Пресечение попыток возврата полномочий.
- Мотивация сотрудника на выполнение задачи.
Система достаточно сложная, поэтому в процессе делегирования психологические проблемы возникают и у руководителя, и у подчиненного.
Недостатки и преимущества делегирования для руководителя и подчиненных
Основные преимущества делегирования:
- Руководитель освобождает время для важных функций управления.
- Применение знаний и навыков сотрудников на практике.
- Раскрытие способностей и компетенции сотрудников.
- Дополнительная мотивация.
- Экономия ресурсов.
Помимо преимуществ, к минусам делегирования для менеджера можно отнести:
- Есть вероятность, что сотрудник выберет бесперспективный способ решения задачи в виду недостаточности опыта.
- Потеря времени, если сотрудник примет неверное решение.
- Сотрудники могут действовать неправильно, что отрицательно повлияет на климат в коллективе и нанесет вред авторитету менеджера.
Следует учитывать, что при делегировании ответственность руководителя не уменьшается. По большому счету в глазах вышестоящего руководства ответственность не делегируется.
Источник: https://z-motiv.ru