Что нужно знать веб-дизайнеру: ключевые особенности профессиональной верстки сайта

25 апреля 2023, 4:46

Ваш дизайн сайта — идеален, цветовая гамма и композиция тщательно продуманы, выбраны элементы для положительного взаимодействия с пользователями, но в конечном варианте сайт заметно отличается от исходника.

Почему так получается? После создания макета за дело берется верстальщик и воплощает дизайн в жизнь с помощью кода. Иногда возможности у разработчиков ограничены, и они не могут сделать все, что хочет дизайнер, но чаще всего проблема во взаимодействии между двумя специалистами.

О том, как дизайнер может облегчить работу верстальщика и добиться желаемого оформления сайта расскажем в статье.

Как происходит верстка сайта

Для начала разберемся, что такое верстка и зачем она нужна.

Процесс создания сайта происходит в несколько этапов и одним из последних является верстка сайта. Этим занимается соответствующий специалист — верстальщик.

Создание веб-страниц происходит с помощью специальных языков программирования: HTML, CSS и JavaScript.

Используя возможности этих языков, разработчик превращает созданный в графическом редакторе макет в полноценную интернет-страницу для отображения в браузере.

Верстка осуществляется в несколько этапов:

  1. Из макета вырезаются основные изображения, элементы, фоны и прочее.
  2. Прописывается структура сайта с помощью языка разметки HTML. Размечается расположение основных блоков и элементов, проставляются ссылки.
  3. Далее элементам придается внешнее оформление с помощью стилей CSS. Задается фон для страницы и необходимых элементов, подгружается типографика, задается цветовая гамма страницы, размещаются изображения из макета.
  4. Если на сайте подразумевается динамика, используется JavaScript, с помощью которого создается анимация и другие динамические эффекты.
  5. Созданная страница тестируется, проверяется наличие ошибок и отображение сайта в различных браузерах и на других устройствах.

Так как верстальщик в своей работе использует материал, который предоставил дизайнер, есть несколько аспектов, которые влияют на качество верстки.

Что следует знать дизайнеру

Дизайн сайта — это не только творческие возможности дизайнера и продуманное взаимодействие с пользователями, но и техническая составляющая сайта в целом. Создавая макет, дизайнер может облегчить работу верстальщикам и добиться полного совпадения макета с конечным вариантам сайта.

Решить проблему взаимодействия с разработчиками можно несколькими способами:

  1. Подготовка макета к верстке.
  2. Использование модульной сетки.
  3. Разработка адаптивного дизайна.
  4. Создание стайлгайдов.
  5. Использование векторной графики.
  6. Работа с текстом.
  7. Создание анимации.

Остановимся на каждом подробнее.

#1. Подготовка макета: правила и рекомендации для дизайнера

Разработка веб-страницы основывается на макете в графическом редакторе. Чтобы верстальщику понимать, какие элементы соотносятся со слоями, какие шрифты, отступы использовать, нужно правильно подготовить макет к верстке. Иначе конечная версия сайта может значительно отличаться от созданного дизайна.

Существует несколько правил и рекомендаций для дизайнеров, с помощью которых можно облегчить работу верстальщику и создать качественный дизайн.

Правило №1. Порядок в слоях

Пожалуй, самое простое правило для дизайнера. Чтобы разработчик не тратил время на понимание, какой слой соответствует тому или иному элементу, лучше навести порядок в слоях. Придумать для каждого слоя осмысленные названия (вместо «Слой 1» — «Кнопка_Шапка» и прочее), распределить слои по группам (например, группа «Хедер», «Футер» и так далее). Также нужно удалить скрытые ненужные слои, так как верстальщик может не заметить и допустить ошибку, разместив элемент на сайте. Соблюдение данных рекомендаций позволяет верстальщику понять логику дизайна и облегчает его ориентирование по макету.

Правило №2. Целые числа

Для более качественного перенесения макета в браузер лучше отказаться от дробных значений расстояний и отступов.

Правило №3. Наличие всех состояний элементов

При создании дизайна веб-форм, кнопок, таблиц, ссылок, необходимо разработать дизайн различных состояний элементов: как элемент будет вести себя при нажатии, наведении или после клика. Если этого нет, верстальщик придумывает это самостоятельно или не обращает на это внимание в принципе. Так как состояния элементов нужны для взаимодействия с пользователями, может серьезно пострадать уровень юзабилити сайта.

Правило №4. Используемые технические характеристики

При работе с графическим редактором, необходимо обозначить нужные характеристики макета: цветовое пространство (RGB, а не CMYK), расстояния в пикселях, разрешение (72 dpi) и прочее.

Правило №5. Цветовая гамма

Если дизайнер использует много цветов в макете, это также может повлиять на качество верстки. Лучше подбирать 2-4 цветовых сочетания, чтобы не проверять макет каждый раз после очередного этапа разработки.

Содержание макета в порядке позволит дизайнеру получить качественный результат и сократить время выполнения всего проекта. Также нормальной практикой считается давать комментарии и разъяснения к макету, чтобы не было недопониманий между дизайнером и разработчиком.

#2. Использование модульной сетки

Модульная сетка представляет собой разделение макета на части с помощью невидимых для пользователя линий. Обычно это колонки одинаковой ширины с одинаковыми отступами между ними. Иногда добавляются горизонтальные строки.

Элементы на макете располагаются в соответствии с модульной сеткой, что позволяет упорядочить структуру страницы, переставлять блоки между собой без нарушения композиции. Верстальщику данная сетка помогает расставить элементы, не сверяя при этом каждый пиксель, что вдвое ускоряет работу.

#3. Разработка адаптивного дизайна

Большое количество пользователей пользуется смартфонами для посещения сайтов, и с каждым годом все больше клиентов заходят на ресурсы через мобильные телефоны, планшеты. Поэтому для корректного отображения страницы на устройстве необходимо разрабатывать адаптивный дизайн — несколько макетов для разных разрешений экрана.

Однако, дизайнеры продолжают создавать только один макет для широкоформатных устройств. В таком случае верстальщик сам решает, как будут расположены блоки на странице и пытается создать адаптивный дизайн самостоятельно. Еще один выход — неадаптивная верстка, однако, это негативно влияет на уровень юзабилити сайта и снижает конверсию. Поэтому дизайнеру следует разрабатывать несколько макетов сайта для различных разрешений экрана, чтобы дизайн был качественным, а работа верстальщика — быстрой.

#4. Создание стайлгайдов и других документов

При создании страницы разрабатываются множество одинаковых элементов: кнопок, полей форм, чекбоксов, небольших блоков информации и прочее. В крупных проектах бывает такое, что на разных страницах похожие элементы выглядят по-разному: ширина у кнопок отличается в несколько пикселей, форма у полей округлая или квадратная и прочее. Все это не только в целом ухудшает дизайн, но и усложняет верстку. Разработчику все время приходится проверять характеристики элементов, что увеличивает время разработки и вероятность совершить ошибку.

Решение данной проблемы простое. Дизайнер может создать документ, в котором будут описаны все используемые типовые элементы на сайте. Кнопки, заголовки, небольшие блоки, веб-формы и прочее будут создаваться в соответствии с документом, что упростит разработку и упорядочит дизайн.

Можно не ограничиваться одним набором типовых элементов и прописать в стайлгайде используемую типографику, цвета, стилистические особенности изображений. Такой подход облегчит работу не только верстальщику, но и дизайнеру. В крупных многостраничных сайтах приходится создавать множество элементов, и, используя стайлгайд, можно не тратить время на изобретение нового типового элемента и взять уже существующий.

#5. Использование векторной графики

При создании дизайна часто используются векторные изображения — иконки, логотипы, векторные иллюстрации. Чтобы такие картинки корректно отображались в конечной версии сайта, дизайнеру рекомендуется импортировать их в SVG — векторном формате, который часто используется при верстке сайтов.

#6. Работа с текстом

Часто при создании макета используется «рыбный» текст — набор бессмысленных предложений, который никак не связан с тематикой сайта. Кто-то использует латинскую версию Lorem Ipsum, кто-то более осмысленный текст вроде отрывка из «Войны и мира». Однако, использование такого текста чревато изменениями в конечной версии сайта.

Вставляя написанный копирайтером текст, верстальщик может изменить макет до неузнаваемости. Все тщательно просчитанные дизайнером отступы, подобранный кегль может исчезнуть из-за полотна текста. Идеальный вариант — макет, разработанный под конкретный контент. Однако, если написанного текста нет, можно поступить в обратном порядке — дать ТЗ копирайтеру под дизайн. Так обе стороны окажутся в выигрыше.

Если же не получается договориться с копирайтером или заказчиком, лучше использовать рыбный текст того языка, на котором говорит целевая аудитория. К примеру, кириллица отличается от латиницы отступами между буквами, начертанием.

Требуется определенная работа с типографикой. Лучше, если характеристики шрифта будут выражены в целом значении (кегль 12,342 лучше заменить на 12). Также если дизайнер не применяет стандартные веб-шрифты из Google Fonts, лучше приложить используемую типографику к макету (в ttf или других форматах, удобных для разработчика).

#7. Создание анимации

Если на сайте присутствует анимация, дизайнер также может помочь верстальщику, сделав анимированный макет. Такая демонстрация позволит разработчику в точности воплотить задумки дизайнера в жизнь.

Анимацию можно создать в Photoshop или предназначенных для этого программах: Adobe Animate, Adobe After Effects, Principle и прочее.

Другие способы найти взаимопонимание с верстальщиком

Даже если соблюдены все вышеперечисленные рекомендации, бывает, что разработчик не может воплотить все идеи дизайнера в силу определенных причин. Иногда верстальщик не обладает нужными знаниями, и тогда дизайн сайта не может быть полностью перенесен на страницу. В других случаях есть вероятность низкой скорости загрузки и прочих факторов. Как учесть все нюансы?

Во-первых, дизайнер должен иметь общий язык с разработчиком. Без установленного контакта совместная работа может иметь не тот результат, который ожидается заказчиком. Стоит договориться об используемых инструментах: например, если дизайнер пользуется Figma, лучше уточнить у верстальщика, какие программы для верстки использует он, чтобы в случае чего перейти на другой формат.

Во-вторых, необходимо учитывать знания и навыки верстальщика. Иногда этих знаний недостаточно для воплощения всех задумок, например, анимированных элементов, где требуются знания JavaScript. В небольших проектах заказчику довольно проблематично найти другого специалиста, поэтому дизайнеру стоит учитывать возможности разработчика и при необходимости упрощать макет.

В-третьих, дизайнеру необходимо развиваться и быть в курсе трендов веб-индустрии. Технологии стремительно развиваются, разрабатываются новые фреймворки, меняются концепции, поэтому профессионалу нужно постоянно следить за нововведениями, чтобы не упустить интересный проект и стать высококлассным специалистом.

Удачи и успехов! 🙂

Источник: https://start-365.ru