Чем занимаются инженеры-конструкторы космических аппаратов и в чем суть работы?

17 июля 2023, 21:11

– Чем занимаются «Информационные спутниковые системы имени Решетнева»?

– Наше предприятие осуществляет полный цикл производства и эксплуатации космических аппаратов, начиная от разработки и заканчивая сдачей заказчику изделия на орбите. В основном мы специализируемся на космических аппаратах связи и телевещания, геодезии, научных исследованиях. «Информационные спутниковые системы имени Решетнева» — одно из ведущих предприятий в этой сфере не только в России, но и во всем мире.

– Предприятие разрабатывает новые модели спутников или создает аналоги уже существующих?

– Частично мы строим аналоги уже летающих спутников. Ведь существует Федеральная целевая программа, которая планирует запуск космических аппаратов на несколько лет вперед. К тому времени, когда «старый» спутник закончит срок своего активного существования, нужно подготовить новый аппарат на его замену, чтобы не было перебоев в предоставлении услуг.

Кроме того, спутники постоянно совершенствуются. В них устанавливают новую полезную нагрузку: антенны, телескопы, проводят иные модификации. Каждое усовершенствование направлено на увеличение срока активного существования, открытие новых возможностей. Появляются и экспериментальные космические аппараты. Однако это происходит нечасто, ведь изготовление спутников стоит недешево.

– Вы работаете инженером-конструктором отдела проектирования. Что входит в ваши обязанности?

– Я занимаюсь проектированием космических аппаратов. Инженеры проектного отдела выпускают ряд исходных данных — теоретический чертеж, массовые сводки, энергетические сводки, схему сборки, 3D-модель космического аппарата, после данные передаются в другие системные отделы.

– Какие специалисты дальше работают с этими данными?

– Так как предприятие проводит цикл создания космических аппаратов: от идеи до изготовления, то в работе помимо проектного отдела участвуют и другие.

После проектировщиков за работу берутся системные отделы, например, конструкторский отдел, который непосредственно прорабатывает аппарат. Другой отдел придумывает логику работы бортового комплекса управления, проверяет совместимость средств выведения (ракеты) и устройства отделения космического аппарата. Следующие отделы занимаются электрическим проектированием, тянут кабели, разрабатывают систему ориентации этого аппарата.

Когда производство изготавливает отдельные части аппарата, приступают к сборке. После сборки проходят испытания на земле, затем — запуск и испытания космического аппарата уже на орбите.

Наш отдел отслеживает весь «жизненный цикл» аппарата, ведь мы не только создаем его, но потом и отвечаем за конечное изделие целиком.

– Сколько времени уходит на то, чтобы сделать космический аппарат?

– На создание спутника уходит примерно два года. Было время, что мы запускали аппараты чуть ли не каждые три месяца.

– Кто заказывает космические аппараты?

– «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева» — государственная корпорация, которая относится к «Роскосмосу». Многие аппараты мы создаем именно под его нужды — для участия в федеральной космической программе или в отдельных проектах, например, ГЛОНАСС (отечественная глобальная навигационная спутниковая система — прим. сайта). Среди наших клиентов есть российские компании, такие как «Газпром космические системы». Есть у нас и зарубежные заказчики, к примеру, из Индонезии, для которых мы создаем космические аппараты связи.

– Для чего используются аппараты, которые вы разрабатываете?

– Основной тип нашей продукции — это спутники космической связи. Они обеспечивают связь — правительственную, военную и обычную, благодаря которой мы смотрим телевизор, разговариваем по телефону, пользуемся интернетом. Кроме того, спутники нужны для дистанционного зондирования планеты, составления карт, навигации и геодезии (изучения поверхности, определения положения объектов и измерения площадей земельных участков — прим. сайта).

– Как вы стали инженером-конструктором в космической отрасли?

– Я училась в аэрокосмической школе — одном из подшефных заведений Сибирского государственного аэрокосмического университета. Там нам еще за партой прививали не только любовь к космосу, но и знания, которые понадобятся для работы в этой отрасли. Окончив такую школу, можно было вне конкурса поступать в Аэрокосмический университет на различные специальности, связанные с космосом, что я и сделала, выбрав специальность «Ракетостроение».

– Какое высшее образование нужно получить, чтобы стать инженером-конструктором космических аппаратов?

– Могу порекомендовать родное учебное заведение — Сибирский государственный аэрокосмический университет имени Решетнева. Кроме того, я советую после окончания вуза поступать в аспирантуру. Существует огромная база материалов и нерешенных проблем на предприятии для подготовки научного исследования, и есть большой шанс успешно защитить кандидатскую диссертацию.

– На какие предметы стоит делать упор старшеклассникам, которые хотят стать инженерами-конструкторами?

– В первую очередь это математика и физика. Неплохо бы уметь хорошо чертить — это важный навык для инженера-конструктора. А остальному научат уже в университете.

– Должен ли человек, который хочет стать инженером-конструктором, уметь программировать?

– Лишним это не будет, как и знание английского языка. Однако программное обеспечение для космических аппаратов все же создают специальные люди — инженеры-программисты. Несмотря на то, что в названии обеих профессий фигурирует слово «инженер», эти специалисты обладают совершенно разными навыками, и их обязанности не пересекаются.

– Какими компетенциями должен обладать инженер-конструктор?

– Он должен уметь творчески мыслить и быть стрессоустойчивым. Человеку из проектного отдела приходится иметь дело со множеством людей, общаться и со внешними заказчиками, и с сотрудниками его предприятия. Также инженер-конструктор должен быть целеустремленным и организованным. Все-таки у него ответственная работа. Малейшая ошибка может привести к печальным последствиям.

– Какой карьерный рост может быть у инженера-конструктора?

– Приходя к нам на работу, выпускник сразу сталкивается с практическими задачами. От того, насколько успешно он с ними справится, и зависит его дальнейший рост в профессиональном плане. Для талантливого человека нет ограничений — он может стать и начальником отдела, и генеральным директором. Или просто может стать известным благодаря своим изобретениям.

– Сколько получают инженеры-конструкторы?

– Думаю, 30–40 тысяч.

– От чего может устать инженер-конструктор?

– От постоянной работы за компьютером — все-таки глаза сильно устают. Хотя я не могу сказать, что провожу весь рабочий день перед экраном, ведь инженер-конструктор — это творческая работа. Можно час рисовать, а потом полчаса стоять у окна и размышлять.

– Чем может заняться инженер-конструктор, решивший попробовать себя в чем-то новом?

– Во время учебы в университете инженеру-конструктору дают базовые знания в различных областях. При желании этот специалист может уйти в смежную область, например, на предприятие, которое производит другой тип продукции, работать на производстве (за станками, оборудованными числовым программным управлением, или технологом).

– Существуют ли какие-нибудь кружки, где старшеклассник может получить практические навыки в проектировании космических аппаратов?

– Наше предприятие регулярно организует для школьников, записавшихся на целевое обучение, «Космическое погружение». Старшеклассники, участвующие в этом проекте, на три дня приезжают в лагерь, где слушают лекции, делают собственные проекты и получают базовые навыки, как строить космические аппараты. Для школьников, которые не хотят ограничиваться короткими курсами, существуют профильные образовательные учреждения, например, Аэрокосмический лицей в Новосибирске.

– Что вы могли бы порекомендовать почитать и посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о работе инженера-конструктора?

– Пусть посмотрят канал «ТВ-Развитие», созданный АО «Информационные спутниковые системы», там достаточно много информации о деятельности не только инженера-конструктора, но, в принципе, всех инженерных специальностей, которые есть в космической отрасли.

Также рекомендую прочесть «Общее проектирование космических аппаратов информационного обеспечения» В.Е. Чеботарева, а также посмотреть фильмы про Сергея Павловича Королева, Михаила Федоровича Решетнева, Юрия Гагарина и других известных личностей, работавших и оставивших свой след в космической отрасли.

Источник: https://start-365.ru