Роль и значение гуманитарных дисциплин в структуре подготовки инженеров
В условиях современного общества, в ситуации технологического взрыва, глобализации и возрастающей подвижности квалификационных характеристик не профессиональные навыки, а базовые и социальные компетенции выходят на первый план: умение личности самостоятельно выстраивать свой жизненный путь в противоречивом, постоянно меняющемся мире.
Следовательно, существенно меняются роль и сущность гуманитарной подготовки в вузе. Она выступает как базовая по отношению к профессиональной подготовке, так как способствует развитию личности, приобретению необходимых качеств интеллекта, формированию культурной толерантности и общечеловеческой этики.
Опыт мирового образования показывает, что развитию качеств личности способствуют именно гуманитарные дисциплины.
Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования составляют философия, культурология, социология, русский язык и культура речи, история, иностранный язык, экономика, психология и педагогика, политология, правоведение и физическая культура.
Данный цикл реализует важные функции образовательного и воспитательного характера:
Во-первых, развитие: личностных качеств, творческой индивидуальности, ценностных ориентаций, эстетического вкуса и гармонии.
Во-вторых, обучение: культуре жизни, правилам взаимоотношений с людьми и природой, правильному отношению к своему здоровью и здоровью других, минимально необходимым юридическим знаниям, знаниям в области этики, эстетики, экологии, экономики, политики и социологии.
В-третьих, помощь в приобретении: общекультурного и профессионального роста личности.
Дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла позволяют формировать такие компетенции специалиста, без которых немыслимо дальнейшее инновационное и стабильное развитие общества: письменная и устная коммуникация на родном языке, способность к критике и самокритике, способность работать в команде (в т.ч., междисциплинарной), навыки межличностных отношений, способность общаться со специалистами из других областей, принятие различий и мультикулътурности, способность работать в международной среде, знание второго языка, приверженность этическим ценностям, способность к организации и планированию, принятие решений, способность адаптироваться к новым ситуациям, лидерство, разработка и управление проектами, инициативность и предпринимательский дух, забота о качестве, стремление к успеху.
В связи с этим, именно усиление качественной гуманитарной составляющей высшего образования входит в число определяющих факторов, способствующих повышению культурного и духовного уровня студенческой молодёжи.
Смысл гуманитарного образования, по мнению А. Андреева, определяется тем обстоятельством, что выпускник вуза — это не просто носитель определенных знаний и навыков, а человек, обладающий совершенно особыми – человеческими – качествами и включенный в разветвленные цепочки многообразных взаимодействий с другими людьми.
Гуманитарная подготовленность личности к жизни и деятельности в социуме, по Н.Н. Нохриной, позволяет развивать гуманитарные устремления с использованием технологических достижений и достижений естественно-ориентированных отраслей науки. При этом дезориентированность обучаемых относительно человеческой ценности профессионального образования сводит к минимуму гуманистический аспект подготовки профессионально образованной личности.
Суть «гуманитарного ядра» – это систематизированная совокупность знаний о «феномене человека», о его мышлении, социальных взаимодействиях, об отношении его к миру и творческих возможностях, в том числе направленных на познание и изменение мира.
Гуманитарная подготовка, включенная в программу профессионального технического образования, должна привести к профессиональной подготовленности студента, обеспечивающей, в частности, осознанную коррекцию целей и мотивов получения именно этого образования. Гуманитарная подготовленность студента технической специальности позволяет ему по-новому, более глубоко и качественно осмысливать и воспринимать содержание и результаты получаемого профессионального образования уже непосредственно в процессе этого образования. Отсюда следует, что именно гуманитарная подготовка играет ключевую роль в формировании успешности личности. Успешностью называется осознаваемое личностью свойство систематически достигать осознанно поставленных целей в значимых для личности направлениях и масштабах ее жизненных проявлений.
Исследования показали, что гуманитарная подготовленность студентов технических специальностей является необходимым условием достижения профессионализма, профессиональной, а также личностной успешности в целом, разумеется, лишь при условии определенного качества этой подготовленности.
Качество образования – многоаспектное явление, и лучше говорить не о качестве, а о качествах, как рекомендуют эксперты.
В соответствии с этим подходом, качество образования выпускника учебного заведения можно рассматривать как соответствие (адекватность) принятым в образовательной доктрине, социальным требованиям и нормам (стандартам). В свою очередь, качество человека (в дальнейшем — качество личности выпускника), определяется в общем, как отношение адекватности человека внешнему миру.
При этом выделяются внутреннее и внешнее качества человека. Внутреннее качество человека, его потенциал, трансформируется во внешнее качество в процессе его деятельности при востребованности его знаний, умений. Ядром качества человека является качество его интеллекта, включающее в себя духовно-нравственную, знаниевую и деятельностную составляющие.
А.И. Субетто с определенной условностью раскрывает качество человека в виде вложенных друг в друга «сфер качества».
Внутреннее ядро-сферу качества составляют компоненты:
- системно-социальное качество человека,
- качество физического развития,
- качество интеллектуального развития.
Две сферы — сфера качества знаний и сфера качества деятельности разбиваются на два основных блока: качество общеобразовательной подготовки и качество профессиональной подготовки, при этом второй «блок» «надстраивается» над первым.
И, наконец, «периферийная сфера» есть сфера качества культуры личности, она ассимилирует в себе «сферу качества знаний» и «сферу качества деятельности».
Данная структура качества человека позволяет глубже познать процесс восхождения качества человека как объект образования и воспитания в образовательной системе, их взаимопроникновение друг в друга.
По мнению Ю.Г. Фокина, итогом многолетней целенаправленной работы вузовских работников становятся качества выпускника вуза, обеспечивающие ему успешную деятельность в избранной сфере активности по окончании вуза. Абитуриент вуза, пройдя стадию студенчества, становится выпускником вуза, обладающим качествами, которые отсутствовали у него до поступления в вуз. Именно они наиболее важны и для общества, и для самих выпускников, поскольку определяют зрелость выпускника и как гражданина, и как профессионала, обеспечивая преимущества в профессиональной карьере.
Как видим, модель выпускника Фокина, так же как и модель Субетто, включает два структурных компонента: личность (выпускник как субъект современной культуры, активный член общества) и специалист.
Человеко-ориентированная конечная цель образования подтверждается Законом Российской Федерации «Об образовании», в котором приоритетным направлением образования выступает воспитание, а так же Всемирной декларацией о высшем образовании для 21 века: «в конечном счете целью высшего образования должно быть создание нового общества, не знающего насилия и эксплуатации, члены которого высоко и всесторонне развиты, полны энтузиазма, руководствуются любовью к человечеству и мудростью».
Каково отношение самих студентов к необходимости изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин?
Социологические исследования, проведенные в ряде технических университетов показывают, что подавляющее количество студентов понимают значимость данных дисциплин в становлении профессионализма и компетентности, в формировании нравственности и духовности, гражданских качеств. Многие из них подчеркнули необходимость увеличения объема часов по данному блоку дисциплин.
Инициативной рабочей группой Межвузовского центра по информационному обеспечению гуманитарного образования Министерства образования и науки РФ при РГГУ на базе межвузовских центров гуманитарного образования был проведен мониторинг мнений образовательного сообщества относительно потребностей в гуманитарных компетенциях и возможностей их приобретения в вузе : как сообщество осмысляет актуальные потребности в гуманитарных знаниях и умениях ; как оценивает степень удовлетворения этих образовательных потребностей циклом социо-гуманитарных дисциплин и какие изменения в структуре данного цикла считает желательными и оправданными? В качестве целевой аудитории была выбрана наиболее практикоориентированная часть сообщества, непосредственно вовлеченная во взаимодействие с дисциплинами социо-гуманитарного цикла в своей учебной и профессиональной деятельности (студенты и преподаватели вузов). Всего было опрошено 4500 респондентов (свыше 4000 студентов и 500 преподавателей в 28 вузах, находящихся в 7 федеральных округах).
Подавляющее большинство студентов (73,2%) и большинство преподавателей (72,8%) отметили важность гуманитарной составляющей образования специалиста, бакалавра, магистра. Результаты исследования в целом, показали наличие сформированных потребностей в гуманитарной подготовке.
Однако, на практике гуманитарная направленность в процессе преподавания общеинженерных и специальных дисциплин отсутствует.
До настоящего времени во многих негуманитарных вузах процесс интеграции гуманитарных наук в систему высшего технического образования не осуществился.
Недостатком традиционной структуры модели подготовки специалиста в техническом вузе является разобщенность между специальными и гуманитарными кафедрами и читаемыми на них дисциплинами, что исключает у студентов представление о единстве науки и общности проявления законов творчества при постижении научных истин и создании гуманитарных ценностей.
Разработанные учёными московских технических вузов под руководством профессора Фёдорова И.В. примерные программы по дисциплинам цикла ГСЭ и ЭОУД, обеспечивающие единство гуманитарной и профессиональной подготовки студентов, могли бы стать основой для разработки ГОС ВПО 3-го поколения в этой образовательной области (Е.В. Бодрова).
Таким образом, необходимо сформировать новую модель системы образования в техническом вузе, основанную на интеграции гуманитарной, фундаментальной и профессиональной компонент подготовки будущего инженера.
Эти связи должны быть отражены в моделях специалистов, учебных планах, программах, учебниках и организации учебного процесса. Такой подход обеспечит фундаментализацию обучения студента на всех этапах от первого до пятого курсов.
Технический вуз будущего – это гуманитарно-технический вуз, т.е. вуз единой культуры человечества, потому что в XXΙ веке произойдет сближение инженерной и гуманитарной деятельности, установятся их новые отношения с окружающей средой, обществом, человеком, произойдет дальнейшее сближение биологии и техники, духовного и материального.
В будущем инженеру без серьезной гуманитарной подготовки не обойтись. Именно поэтому гуманитаризация технического образования является первоочередной задачей для российской высшей школы.
Автор: Егорова Ю. А.
Источник: https://start-365.ru