Что такое смысловой аппарат – известный психолог Ирина Коробченко рассказала, как с его помощью достигать целей
Каждый человек существует внутри смыслового поля. Это утверждение родилось в отечественной психологии в процессе исследования Л.С. Выготским смысловой регуляции деятельности. Исследователь трактовал смысл, как осознание своего актуального поведения.
Еще одну трактовку смысла, как психологического феномена, дал А.Н. Леонтьев. Он описал его как “для меня значение”. То есть что для меня значит то или иное явление. Основоположник отечественной психолингвистики утверждал, что человек обладает «сознательным смыслом», возникающим в ходе взаимодействия с социумом.
Иначе говоря, каждая личность абсолютно во всё вкладывает какой-либо смысл. Это необходимо, во-первых, для осознания самого себя, а во-вторых, для взаимодействия с другими. Наше общение является расшифровыванием смыслов друг друга. Как писал Л.С. Выготский, «Действительное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем ее действенную, аффективно-волевую подоплеку». То есть, чтобы понять потребность и желание другого человека, нужно понимать его смысловое поле.
Давайте, как пример, рассмотрим заботу. У человека есть потребность, которую он хочет удовлетворить. В общепринятом значении забота — это мысль или деятельность, направленная на благополучие кого-либо или чего-либо. Но каждый человек привносит в это явление свой индивидуальный смысл. Например, для одного забота — это приготовленный ужин и поглаженные вещи. А для другого забота — это вызванное в дождь такси, купленное лекарство и приобретение одежды. Чтобы получить заботу, которую мы хотим, необходимо донести другому человеку смысл, который мы вкладываем в данное понятие, а он, в свою очередь, должен этот смысл расшифровать.
Индивидуальные смыслы формируются на основе, которую дают авторитетные опекуны, которые нас воспитывают. Они обучают нас интерпретировать свой внутренний и окружающий миры. Рассказывают, что плохо, а что хорошо, какие чувства и эмоции испытывает человек, какие у него есть потребности. Они обучают, исходя из своего смыслового поля. Если их смыслы искажены, наши тоже будет искажены. Например, если ребенок обиделся, а опекун интерпретировал его эмоции как злость, уже будучи взрослым, человек продолжит принимать обиду за злость, как в себе, так и в других.
Это искажение ведет к неспособности эффективно взаимодействовать с социумом. Человек с искаженными смыслами просто не способен объяснить миру, чего он от него хочет. В этом случае очень сложно добиваться успехов, так как для достижения любой цели, даже самой простой, необходимо эффективное и корректное взаимодействие с миром. Если мы не понимаем себя, другие нас тоже не поймут. Будут пытаться, но не смогут, так как будут интерпретировать ваши эмоции, слова и действия через свои неискаженные смыслы.
Можно ли исправить искажение? Можно. В подобных случаях я использую метод, который состоит из трех шагов.
Первый шаг. Мы определяем, в поле каких смыслов живет человек. Правильно ли он интерпретирует собственные эмоции и чувства, какой смысл вкладывает в те или иные явления.
Второй шаг. Если есть искажение, мы его убираем. Начинаем формировать смысловые поля о глубинных, приближенным к общим, понятиях.
Третий шаг. В уже подготовленное смысловое поле мы встраиваем новые верные смыслы.
Как только система смыслового аппарата становится близка к общей, начинает меняться система ценностей, она расширяется. Теперь человек может эффективно взаимодействовать с социумом и успешно доносить до него свои потребности и желания. Соответственно, теперь ему намного проще достигать поставленных целей.