Интернет-маркетолог: описание и особенности профессии, специализации, задачи и обучение
Интернет-маркетолог — специалист, который отвечает за присутствие компании в интернете. В его обязанности входит выполнение финансового плана, привлечение клиентов и лидогенерация, проведение исследований рынка и конкурентов, аналитика, создание и поддержание имиджа.
В зависимости от размера и целей компании интернет-маркетолог может выполнять разные функции: заниматься поисковой оптимизацией (SEO), продвижением в соцсетях (SMM), email-маркетингом (рассылками), веб-аналитикой, таргетированной рекламой, пиаром или руководить командой таких специалистов. Но чаще всего интернет-маркетолог руководит командой разных специалистов, разбираясь в каждом из направлений диджитал-маркетинга.
По данным HeadHunter, профессия интернет-маркетолога входит в десятку самых востребованных в диджитале. На сайте постоянно открыто 3 тысячи вакансий, а средняя зарплата интернет-маркетолога в рунете — 100 000₽ (около $1500).
Кто такой интернет-маркетолог: описание профессии
Интернет-маркетолог — это специалист, который осуществляет комплекс маркетинговых мероприятий в сфере сетевых технологий с целью продвижения на рынке товаров и различных услуг.
Иными словами, маркетинговые стратегии и тактические приёмы, применяемые в реальном ведении бизнеса, переносятся в мир сетевых технологий.
Комплекс маркетинговых действий включает в себя следующее:
- исследование рынка;
- привлечение и удержание клиентов;
- повышение качества и привлекательности продукции до определённого уровня;
- создание положительного имиджа компании.
Профессия интернет-маркетолога, несмотря но её новизну, очень востребована, особенно на просторах рынков СНГ. С ростом популярности интернет-магазинов, растет и востребованность специалистов, создающих и поддерживающих сайты продаж.
Причём тенденция такова, что рост числа интернет-магазинов не успевает за появлением нужного количества специалистов интернет-маркетологов, несмотря на то, что интернет-маркетинг как новая дисциплина развивается стремительно. И уже имеет свои правила и законы.
Грамотно используемые методы интернет-маркетинга, такие как контекстная реклама, E-mail-маркетинг, SEO-оптимизация, web-аналитика позволяют создать успешные интернет-магазины и аукционы, где можно купить абсолютно всё. Среди самых известных AliExpress, Ebay и многие другие.
В интернет-маркетинге требуются разносторонние навыки:
- умение анализировать рынок, сайты;
- организовывать рекламные кампании;
- отслеживать каналы трафика;
- осуществлять руководство специалистами (SEO, SMM, E-mail-маркетологами).
В настоящее время традиционная навязчивая реклама в реальном бизнесе находится на спаде и раздражает потребителей. В то время как интернет-реклама набирает обороты, особенно в социальных сетях, где население страны проводит много времени. Там же есть вся информация о потребителях, которую интернет-маркетологи анализируют и могут составлять прогнозы поведения потребителей, одновременно внедряя и свою рекламу в соцсети. Продвижение в социальных сетях может удвоить продажи товаров интернет-магазина.
Особенности профессии
Функциональные обязанности интернет-маркетолога обширны и объединяют в себе, как и в названии профессии, навыки маркетолога и специалиста по интернет-технологиям, а именно:
- проведение классических маркетинговых исследований в интернете — анализ конкурентов и позиции своей компании на рынке;
- создание маркетинговых стратегий и тактик для привлечения потенциальных покупателей — пользователей интернета;
- активное продвижение бренда компании, создание её ппривлекательного имиджа и раскрутка среди сообществ в социальных сетях — Вконтакте, Facebook, Google +, Instagram, Twitter, LinkedIn, YouTube и др.;
- создание рекламных кампаний посредством трафика с платных площадок в браузерах (Google, Яндекс, Рамблер и др.) и социальных сетях; оптимизация CPL, CTR, CPC;
- руководство SEO-продвижением сайта, наполнением контентом страниц;
- разработка стратегии E-mail-маркетинга — настройка триггеров и создание макетов рассылок, регулярный анализ их эффективности;
- прямая рассылка по базе адресов интересных предложений компании — direct-маркетинг;
- содействие росту органического трафика в поисковых системах по ключевым запросам;
- конверсия трафика в лиды;
- проведение анализа эффективности рекламы, web-анализа, юзабилити- и А/В тестирования;
- разработка рекламных материалов — баннеров, постов, landing page;
- создание рекламных бюджетов и медиа-планов;
- постоянный мониторинг и оптимизация эффективности рекламных кампаний;
- мобильный маркетинг с оптимизацией сайта под мобильные устройства;
- настройка ретаргетинга.
Специализации в интернет-маркетинге
В интернет-маркетинге существует целый ряд специализированных ниш. Перечислим те, которые чаще всего на слуху.
SEO (Search Engine Optimization) — специалист по поисковой оптимизации
Делает так, чтобы сайт попадал на высшие строки поисковиков по популярным ключевым фразам (запросам).
Что нужно делать:
- помогать бренду выйти в лидеры поисковой выдачи;
- привлекать трафик и новых клиентов;
- подбирать поисковые запросы и подстраивать сайт под требования поисковиков;
- настраивать аналитику сайта;
- оптимизировать сайт совместно с редакторами, маркетологами, дизайнерами, разработчиками.
SMM (Social Media Marketing)
Продвигает бренд в соцсетях.
Что нужно делать:
- вести сообщества в соцсетях: писать посты, подбирать иллюстрации и видео;
- запускать рекламные кампании;
- налаживать коммуникацию с аудиторией и снимать негатив.
Email-marketing
Продвигает компанию и взаимодействует с пользователями с помощью рассылок писем.
Что нужно делать:
- строить стратегию email-рассылок;
- готовить рассылки и мотивировать пользователей оставить контакты, совершить покупку;
- собирать и сегментировать базу рассылок;
- использовать инструменты распространения контента;
- анализировать результаты маркетинговой кампании.
Веб-аналитика
Собирает и анализирует информацию о посетителях сайта и соцсетей компании.
Что нужно делать:
- использовать основные инструменты метрики: Яндекс.Метрика, Google Analytics;
- анализировать большие массивы данных;
- разрабатывать стратегию улучшения ресурса.
Таргетолог
Настраивает таргетированную рекламу: проводит рекламные кампании в поисковиках, в соцсетях, на всевозможных сайтах с помощью рекламных сетей, таких как Google Ads и Яндекс.Директ.
Что нужно делать:
- разрабатывать стратегию таргетированной рекламы;
- планировать бюджет, настраивать и запускать рекламные кампании в соцсетях;
- анализировать эффективность кампании;
- работать с mind-картами;
- создавать баннеры.
PR (Public Relations) — пиарщик
Выстраивает взаимодействие бренда с аудиторией, формирует и поддерживает положительную репутацию компании.
Что нужно делать:
- разрабатывать PR-стратегию;
- составлять план взаимодействия со СМИ и блогерами;
- распределять бюджет;
- владеть инструментами PR и маркетинга;
- выстраивать работу с репутацией в интернете.
Задачи интернет-маркетолога
Нет определенного описания задач интернет-маркетолога — все зависит от штата компании и сферы деятельности. В одной компании интернет-маркетолог руководит отделом из пяти специалистов, а в другой — делает все своими руками по пяти направлениям.
Однако можно выделить несколько задач, которые выполняет каждый интернет-маркетолог:
- Составляет маркетинговую стратегию: разрабатывает УТП, запускает продукт или услугу на рынок.
- Проводит исследование рынка: анализирует конкурентов, определяет и сегментирует ЦА для продвижения.
- Продвигает в интернете: находит каналы и методы продвижения, работает с соцсетями, контекстной и таргетированной рекламой.
- Управляет командой и ресурсами: оценивает ресурсы, доносит свои идеи и выстраивает работу в команде.
- Создает контент: предлагает идеи текстов, иллюстраций, видео.
Хорошо, я хочу стать интернет-маркетологом. Что выбрать?
Важно понимать, что для работы в интернет-маркетинге не обязательно иметь университетское образование маркетолога, потому что знания здесь оцениваются не по диплому, а по фактическим навыкам. При этом знания в интернет-маркетинге устаревают очень быстро, нужно непрерывно обучаться новому.
Выбирайте направление, которым вам действительно интересно заняться. Работа в интернет-маркетинге есть на любой вкус. А чтобы понять, что вам больше нравится, нужно изучить основы интернет-маркетинга: разобраться, как в целом работает маркетинг, какие направления существуют и какие конкретно задачи выполняют разные специалисты.
И все же для работы в диджитале нужно иметь определенные hard skills и soft skills.
Hard skills — это профессиональные знания и умения, которые необходимы для выполнения основных обязанностей.
Интернет-маркетологу нужно знать и уметь:
- основы маркетинга;
- планировать бюджет, настраивать кампании в Google AdWords и Яндекс.Директ;
- формировать портреты ЦА, разрабатывать УТП и маркетинговые стратегии;
- обладать навыками таргетированной рекламы, SEO-продвижения;
- составлять понятные и четкие ТЗ (технические задания);
- создавать контент-стратегии;
- распределять маркетинговый бюджет, следить за эффективностью его использования.
Для интернет-маркетолога также важны Soft skills — неспециализированные навыки, которые не связаны с должностными обязанностями прямо:
- слушать, вести диалог, отстаивать свою точку зрения;
- искать информацию и перенимать опыт коллег;
- планировать рабочий процесс, ставить сроки выполнения;
- формировать команду, ставить цели и контролировать процесс.
Обучение интернет-маркетингу требует максимального погружение в онлайн – чтения блогов, просмотр видео, общения в профессиональных сообществах. Обучение в классе за партами уже не имеете никакого смысла и принципиально не привязано ни к учебному заведению, ни к региону его нахождения.
Желаем удачи и успехов в освоении профессии!
Источник: https://proprofits.ru